Когда есть команда, многое по плечу
Руководит всем этим обширным медицинским хозяйством молодая и очень обаятельная женщина с лучистыми глазами и теплой, искренней улыбкой: ее очень легко представить со стетоскопом в больничной палате либо склонившейся над толстой стопкой историй болезни ее пациентов, читающей лекции в студенческой аудитории или выступающей на крупном медицинском симпозиуме... Потому что и врач, и преподаватель она, что называется, - от Бога. И как-то непривычно - распекающей оплошавших в ходе ремонта больницы подрядчиков, со знанием дела рассуждающей о локальных сетях и ломающихся время от времени инфоматах, о тендерах на обслуживание электроники, которой в больнице - как в хорошем научно-исследовательском институте.
Спрашиваю, как она справляется с управлением огромным лечебным комплексом, что не всякому мужчине по плечу. Или владеет каким-то особым «управленческим» секретом?
- Секрет прост, - улыбается Марина Владимировна. - Будь то женщина или мужчина, без команды единомышленников здесь не справиться. Мне повезло - команда, с которой я работаю, просто отличная. Иначе с теми глобальными - иначе не скажешь - задачами, которые поставила перед нашим коллективом реализация программы модернизации здравоохранения области, мы бы, наверное, не справились.
- На мой взгляд, за те два года, что реализовывались мероприятия, программа кардинально изменила и саму больницу, и качество оказываемых ею медицинских услуг. Это так?
- Со стороны виднее. Но замечу, что реализация программы модернизации здравоохранения области на 20112012 гг. позволила, во-первых, укрепить материально-техническую базу нашего лечебного учреждения. На те 122 млн руб., которые нам были выделены в рамках программы, мы смогли провести капитальный ремонт поликлиник №1 и №2, детской поликлиники, приемного, хирургического и травматолого-ортопедического отделений, анестезиолого-реанимационного, рентгенологического, физиотерапевтического отделения и отделения ультразвуковой диагностики, отделения функциональной диагностики, операционного блока и - частично
- акушерского стационара.
В рамках реализации мероприятий данной программы и мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях больница имени Архиепископа Луки получила 102 наименования медицинского оборудования в количестве 340 единиц на сумму более 117 млн руб. В том числе компьютерный томограф, два рентгенодиагностических комплекса на два рабочих места, комплекс рентгеновский телеуправляемый, флюорограф, два ультразвуковых аппарата и реанимобиль класса С.
И это, пожалуй, один из самых значимых итогов модернизации - и уровень, и качество медицинской помощи стали более высокими.
И цифры умеют «говорить»
- Марина Владимировна, на ритме работы больницы как-то отразилось то, что здесь открыт травматологический центр первого уровня?
- Думается, только вот эта цифра красноречиво скажет обо всем: общий прирост пострадавших в ДТП за 2012 г. в больнице по сравнению с 2011-м, когда этого центра не было, составил более 47%. Центр работает как на первичный прием, так и на перевод пациентов из травматологических центров второго уровня, что располагаются в Уваро-во, Мичуринске и других городах области.
Да, пациентов много, и тяжесть травмы увеличилась, да и летальность пока снизить не удалось - и это все дополнительным грузом ложится на плечи коллектива больницы. Но гораздо важнее другое: за каждой из цифр - конкретные пациенты и их родственники, которые ждут от нас порой чуда. Да, чудес в медицине не бывает, но высокий профессионализм врачей и медперсонала, оснащенность техникой последнего поколения тоже многое могут изменить в общей клинической картине. Перед нами стоит задача за счет этих ресурсов к 2018 г. показатель летальности при травмах, полученных в ДТП, снизить на 3%. Задача очень сложная, но мы будем стараться ее решить. Хотя справедливо было бы сейчас вспомнить и о межведомственном взаимодействии: ведь снижение смертности на дорогах - задача не только лечебного учреждения; это задача и других служб - ДПС, МЧС, Центра медицинских катастроф. Иными словами, это наша общая задача.
Кадровая проблема уже не столь остра
- И здесь, наверное, помимо хорошей медицинской техники и оборудования, без которых трудно даже представить себе работу современного врача, обозначается и кадровая проблема как одна из самых острых?
- Я бы сказала так: у нас эта проблема, безусловно, есть, но не настолько острая, как в других лечебных учреждениях и города, и, быть может, региона в целом. Хотелось бы, конечно, чтобы в больнице было больше анестезиологов-реаниматологов, потому что здесь действительно дефицит кадров есть, и не только в нашем учреждении - в области и в стране в целом. Работа у этих узких специалистов сложная и эмоционально очень напряженная, так что далеко не всякий студент-медик выбирает данную специализацию.
Рентгенологов, пожалуй, тоже маловато. Тем более что мы ввели в строй компьютерный томограф, а это оборудование сложное, требующее от доктора определенной дополнительной подготовки, А если учесть тот факт, что ввели компьютерные томографы не только в нашем учреждении, то проблема дефицита кадров специалистов-рентгенологов вполне объяснима.
- А что касается врачей других узких специальностей?
- Что же касается хирургов, травматологов, нейрохирургов, то здесь укомплектованность достаточная, с нагрузками мы пока справляемся, но душу греет приятная перспектива: в следующем году ожидается прибавление в полку специалистов, поскольку состоится первый выпуск студентов медицинского института ТГУ им. Г.Р. Державина. Справедливо будет уточнить, что молодые специалисты к нам приходят и из других институтов: в прошлом году пришло много ребят, в этом году ожидаем пополнение коллектива молодыми докторами. Отрадно, что и на участки пришли выпускники медицинских вузов, что пришел молодой педиатр.
Секретов нет - есть эффект модернизации
- Если не секрет, скажите, чем привлекательна обычная городская больница для молодых докторов?
- Да уж какие здесь секреты! Поступило вот новое современное оборудование в больницу - и врачам, стремящимся стать профессионалами высокого уровня, стало намного интереснее работать. Зарплаты стали достойные - программа модернизации позволила не только укрепить материально-техническую базу, но и увеличить заработную плату сотрудников нашего лечебного учреждения. В целом по учреждению за этот период она выросла примерно на 40%. В связи с Вашим вопросом хочется поделиться и нашей большой общей радостью: для врачей больницы городские власти выделили две квартиры.
- Наверное, безумно сложно было решить, кому именно их предоставить?
- Решать не пришлось - квартиры выделили адресно, для участковых врачей. Одну из них занял участковый терапевт с семьей, в другой живет семья участкового педиатра. Это очень востребованные специалисты, и жилье - хороший стимул для того, чтобы они остались (по меньшей мере, на ближайшие годы) в Тамбове.
У участковых терапевтов высокая миссия...
- Кстати, что касается участковых терапевтов - насколько укомплектовано ими учреждение?
- Давайте начнем с того, какой степени важности миссия возлагается на службу участковых терапевтов. Они же ведут своих пациентов от проявления первых симптомов тех или иных заболеваний до полного выздоровления. По сути, они - доверенные лица тех жителей города, что прикреплены к их участкам. И подоплека столь ответственной и почетной миссии - не только высочайшие требования к профессиональным качествам докторов, работающих на участках, но и огромная эмоциональная нагрузка, связанная с ответственностью за судьбы своих пациентов.
Сейчас нам надо укомплектовать семь участков по поликлинике №2 и 6 - по поликлинике №1. По нашим прогнозам, за два года мы должны полностью справиться с этой задачей.
Будем и с электроникой на «ты»
- Очень много вопросов у наших читателей по информатизации учреждений здравоохранения, поскольку это - одно из ведущих направлений модернизации.
- Да, сейчас в больнице активно внедряются современные информационные технологии. К нам поступило и введено в эксплуатацию 282 комплекта компьютерной техники, 129 принтеров, 5 информационных киосков (так называемых инфоматов) и ряд другого электронного оборудования. Проведен монтаж структурированной кабельной сети и в поликлиниках, и в стационаре. Организована предварительная запись на прием к врачу в электронном виде. Правда, о четко отлаженной системе записи говорить пока рано - сбои бывают, потому что все новое всегда внедряется не за один день и с определенными трудностями.
Конечно, это вызывает негативные реакции пациентов, и их понять можно. Но стоит брать в расчет и то, что пока мы на этапе становления. И все недочеты в работе информационной системы - вопрос лишь времени. Думается, что в итоге пациенты наши будут довольны.
- Коль уж мы коснулись такой непростой темы, как оценка пациентами качества предоставляемых больницей медицинских услуг, скажите, как обстоят дела с обеспечением больных стационара лекарственными препаратами?
- В настоящий момент дефицита лекарственных средств мы не испытываем. Программа модернизации позволила подняться на достойный уровень по лекарственному обеспечению. Я не могу заявить, что у нас есть все - мало ли какая внештатная ситуация может возникнуть, но именно тем, что необходимо по стандартам оказания медицинской помощи, мы обеспечены в полном объеме.
Говоря же о качестве медицинских услуг, хочу напомнить, что в больнице существует система внутреннего контроля качества оказания медицинских услуг, практикуется работа «ящиков доверия», которые имеются в каждом подразделении. Рядом с ящиком - инструкция по поводу того, для чего они существуют. Пациенты могут анонимно высказать свои претензии и пожелания, могут назвать себя, если им так удобнее. Но и те, и другие могут быть уверены: их жалобы и претензии обязательно будут услышаны. Еженедельно мы анализируем, какие узкие места лечебного процесса обозначили наши пациенты, и принимаем меры.
- И это реально помогает выстроить процесс управления больничным комплексом, что называется, «на корню» пресечь возможные нарушения?
- Конечно. Это очень действенная мера. И хотелось бы, чтобы наши пациенты не боялись обозначить перед нами проблему, если они ее увидели. Дело не в том, что мы смотрим сквозь пальцы на те или иные вещи
- иногда мы просто не знаем о том, что волнует наших пациентов.
Но мы искренне болеем за все, что происходит в нашем учреждении, искренне хотим, чтобы его жизнь менялась к лучшему, и готовы исправлять свои ошибки и недочеты. И я абсолютно уверена в том, что в тесном партнерстве с нашими пациентами все у нас получится.
- А на что больше всего жалуются пациенты больницы?
- Жалобы сейчас - и это еще раз подчеркнул Олег Иванович Бетин в своем отчете перед депутатами Тамбовской областной Думы - идут в основном по фактам нарушения медицинскими работниками норм профессиональной этики и деонтологии. В 2012 г. до 35% жалоб на неофициальный сайт губернатора поступило именно по этим вопросам.
Мы у себя организовали занятия по межличностным отношениям и конфликтологии, пригласили на них психолога из университета им. Г.Р. Державина в надежде на то, что часть возникающих конфликтов мы сумеем пресечь еще до их зарождения.
- А что касается деонтологии, или, проще говоря, нравственных требований к людям, которые занимаются врачеванием? Действуют ли сегодня максимы, провозглашенные еще Гиппократом, -«не навреди» и «где любовь к людям, там и любовь к своему искусству»?
- Несомненно. Тем более что в учреждении существует комиссия по разбору обращений и жалоб граждан, на информационных стендах есть все ее координаты. Есть часы приема у меня и у моих заместителей. Мы всегда готовы выслушать, что тревожит и волнует наших пациентов, постараться им помочь.
- Спасибо