МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Тамбов

Светлана Коростелёва:

“Образование – это стратегическое направление в нашем государстве”

Около 600 миллионов рублей получила Тамбовская область из федерального бюджета на модернизацию системы общего образования в 2012 году. В первую очередь средства направляются в малокомплектные школы на ремонт и оборудование столовых, спортивных залов, ограждений, санузлов, путей эвакуации и закупку современного учебно-лабораторного оборудования. Какие еще проблемы стоят сегодня перед системой образования, “МК в Тамбове” выяснял вместе с заместителем председателя комитета по науке, образованию, культуре Тамбовской областной Думы Светланой Коростелёвой. 

- Светлана Валентиновна, Вы - педагог. Почему однажды выбрали специальность “учитель”?

- Вас интересует, кто или что повлияло на мой выбор? У меня были замечательные учителя. Я и сегодня им благодарна, причем не только за мое образование и, что немаловажно, воспитание, но и за хорошую школьную подготовку моего сына. Да и в нашей семейной династии были учителя, которые могли гордиться и государственными наградами, и, самое главное, своими учениками. А поскольку я всегда очень любила историю, то с выбором факультета проблем тоже не возникло. Я всегда получала огромное удовольствие от общения детьми, а это в учительской профессии самое главное.

- На Ваш взгляд, почему сейчас молодые специалисты не идут работать в школы?

- Это отголосок тех лет, когда отток молодых кадров был не только из педагогики. Страдали все бюджетные учреждения, на заводах ощущалась нехватка инженеров. Сегодня ситуация меняется. Конечно, в один день и даже за один год весь педагогический состав области не омолодится, да и надо ли? Ведь в педагогическом коллективе должен быть баланс между новыми технологиями, молодым задором и опытом, мудростью. Иначе, лишившись корней в лице старших учителей, школьное древо не сможет расти и давать плоды. А молодежь сегодня стала возвращаться к педагогическим специальностям. На торжественных линейках 1 сентября в каждом районе в этом году приветствовали молодых педагогов. Думаю, что это только первые ласточки.

- Как депутат Тамбовской областной Думы, расскажите, эта проблема в регионе как-то решается на законодательном уровне?

- Главные решения по государственной политике в сфере образования принимаются не на региональном, а на федеральном уровне. Образование - это стратегическое направление в любом государстве. Именно поэтому на самом высоком уровне разработаны и уже работают программы по развитию всех ступеней образования, поддержке педагогов - как молодых, так и уже

опытных, совершенствованию технической базы образовательных учреждений. На региональном уровне депутаты вносят лишь небольшие необходимые корректировки, чтобы адаптировать законодательство к местным условиям. Сами понимаете, что Тамбовщина, Кавказ и Дальний Восток не могут работать по кальке, необходимо учитывать местные обычаи, условия, климат, в конце концов. Тамбовские депутаты приняли все необходимые законодательные акты, которые призваны помочь совершенствованию системы образования и педагогам в регионе.

- Какие вообще Вы видите сейчас проблемы в российском образовании?

- Это очень обширная тема, и короткий ответ на нее сложно найти. Сегодня много говорят о техническом переоборудовании школ и вузов, но необходимо, чтобы новое оборудование не только присутствовало в кабинетах, но и работало. А для этого надо обучить педагогов, подготовить их к работе в новых условиях. Меняется наша жизнь, меняются и требования к выпускникам образовательных учреждений, а значит, и сама система. Педагоги должны не только понять суть реформ, но и активно включиться в их реализацию. Но не думаю, что для педагогического сообщества эти новшества станут препятствием. Реформы образования шли всегда - и в древней Руси, и в Советском Союзе, и, конечно, в современной России. Так что решать поставленные современным обществом задачи нашим педагогам по плечу.

- О партийном проекте “Модернизация образования”... Какие преимущества для Тамбовской области дает участие в этом проекте?

- Участие в любом проекте это, как известно, привлечение инвестиций в развитие той или иной отрасли. А партийный проект “Модернизация образования” позволяет нам не только значительно улучшить материальную базу наших учебных заведений, но и проводить обучение педагогов, поощрять лучших учителей, преподавателей, поддерживать талантливых детей. Миллионные суммы, которые потрачены сегодня на обновление школьных столовых, компьютерное и программное обеспечение кабинетов, оборудование спортивных баз, - это мощный инвестиционный вклад в развитие наших детей. Я не буду в очередной перечислять все денежные потоки, которые направлены на образование, эти цифры сегодня находятся в открытом доступе в Интернете, в многочисленных интервью. Скажу только одно: активность нашей области и участие ее в данном проекте привели к нам те инвестиции, о которых многие годы мы могли только мечтать.

- Информационные системы и технические средства связи и коммуникации уже прочно вошли в нашу жизнь. А в школе уже внедряются какие-то современные информационные технологии?

- Вы, наверное, давно не были в школе. Сегодня образовательные учреждения достаточно хорошо оснащены. Так что техническая сторона вопроса в целом решена. А то, что и дети, и учителя активно участвуют в различных дистанционных семинарах, олимпиадах, конкурсах - это практическое воплощение современных возможностей. Не надо думать, что школы - это дремучее средневековье с грифельной доской и мелом. Например, для детей, которые не могут присутствовать в классе, есть возможность обучаться дистанционно. Педагоги, которые будут вести такие уроки, прошли специальную подготовку. В школах, кроме собственных сайтов, есть различные интернет-проекты экологической, социальной и другой направленности, в которых участвуют и учителя, и ученики. Было бы желание, а техническими возможностями школы располагают.

- В России с 1 января 2013 года может вступить в силу новый Закон “Об образовании”. Он уже прошел первое чтение в Госдуме и вызвал критику специалистов. Как Вы оцениваете этот проект закона? Какие в нем плюсы и минусы, на Ваш взгляд?

- Проект для того и выносится на всеобщее обсуждение, чтобы специалисты и неравнодушные граждане могли найти в нем и плюсы и минусы. Сегодня многие инициативы и решения президента РФ, правительства продиктованы необходимостью отвечать на все новые и новые вызовы, ставить новые задачи и требования, в том числе и перед школой. Переход на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование образовательных технологий, повышение квалификации учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников, расширение самостоятельности школ - эти задачи предстоит решать сообща, принимать решения взвешенно и своевременно. Одним из плюсов законопроекта я считаю то, что в одном документе будут объединены все ступени образовательного процесса - от детского сада до аспирантуры. Это позволит не ставить выпускника школы в такое положение, когда в 11 лет требовалось одно, а в вузе - другое. А ведь главное - не школа и не вуз, а ребенок, который, придя в детский сад, может дальше уверенно подниматься по всем ступеням системы образования.

- Представьте, что Вы - министр образования. Какие изменения в российское образование Вы бы внесли?

- В последнее время я уже несколько раз отвечала корреспондентам различных изданий на этот вопрос, и повторяться, я думаю, не стоит. Добавлю только одно: давайте каждый на своем месте работать с полной отдачей сил, и каждый заниматься своим делом. Я желаю всем, чтобы от своей работы каждый получал удовлетворение и своей деятельностью приносил окружающим только добро и положительные эмоции. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах