Вышивка
Один из самых распространенных видов народного искусства, имеющий многовековую историю (о чем свидетельствуют находки археологов, относящиеся к IX–XVII вв., в виде фрагментов одежды, украшенных сверкающими золотыми узорами), – это вышивка. В XIV–XVII вв. она получает большое распространение не только в украшении одежды, но и предметов обихода.
В течение длительного времени русские женщины выработали своеобразные приемы вышивки, характерные для определенной местности, которые, обогащая и развивая, они передавали от поколения к поколению. Искусство вышивки требовало не только терпения, усидчивости и трудолюбия, но и богатой фантазии в сюжетах, орнаментике и технике выполнения работы.
Тамбовская вышивка получила известность далеко за пределами губернии. Сохранившиеся в различных музеях страны изделия тамбовских мастериц свидетельствуют о ее необычайном своеобразии и неповторимости. Для тамбовской вышивки характерна яркая локальная гамма тонов, сочная палитра в изображении художественного образа. Наиболее характерным элементом узора является мотив креста, который представлен в виде прямого равноконечного, иногда с ромбичными концами, или же косого в различных вариантах. Тамбовские мастерицы использовали вышивку для украшения одежды и в то же время как своеобразный символ, связанный с магией плодородия не только земли, но и женщины.
Одним из центров художественной вышивки, славившейся не только в России, но и за границей, являлся г. Кадом Тамбовской губернии. В настоящее время этот центр относится к Кадомскому району Рязанской области, но влияние его на всю тамбовскую вышивку очень велико. Кадом был расположен в северной части Тамбовской губернии на берегу р. Мокши. Очень часто кружевницы копировали образцы, привезенные с Запада, но постепенно стали вводить новые элементы, смело заменяя композиции. В петровскую эпоху золотое кружево уступило место льняному, а затем и шелковому. Дворяне и купцы носили кружева из тонкой льняной или шелковой нити, а крестьяне – из пряжи собственного производства.
Уже в начале ХХ в. в губернии работало несколько кустарных мастерских. Наиболее известны в губернии были Темниковская мастерская Темниковского уезда и Кадомская школа кружевниц. Школы являлись, прежде всего, мастерскими, в которых под наблюдением инструкторов занимались обучением кружевоплетению и изготовлением изделий. Положительным в деятельности школ и учебных мастерских было то, что они не только обучали женщин ремеслу, но и способствовали распространению данного вида рукоделия в уездах. Помогали распространению кружевоплетения и кустарные склады, где раздавали заказы, продавали изделия и производили оплату за работу.
Необходимо отметить, что местные особенности кружев играли важную роль в развитии одного из самых массовых видов декоративно-прикладного искусства в формировании художественного вкуса кружевниц и потребителей. Несмотря на многообразие узоров русского кружева, большинство из них повторялись в различных губерниях, хотя и приобретали вариантность, характерную для данной местности.
В связи с тем, что в школах-мастерских использовались образцы кружев, происходило стирание различий местных особенностей в угоду вкусам заказчиков или моды. Работницы мастерских могли выполнить любые узоры и применяли различную технику кружевоплетения, сообразуясь с запросами рынка, и часто утрачивали индивидуальность, неповторимость и местный характер кружев.
Наибольшее влияние на тамбовское кружево оказывали изделия Рязанской губернии и особенно михайловские и скопинские кружевные изделия, выплетенные в г. Михайлове и его окрестностях, которые использовались для украшения женских костюмов. Численное кружево михайловских мастериц отличалось своеобразием рисунков и красочностью.
Ткачество
Своеобразным видом прикладного искусства является русское узорное ткачество, имевшее повсеместное распространение в быту крестьян. Сырьем для ткачества служили лен, конопля, шерсть, которые обрабатывали в крестьянском хозяйстве или закупали на стороне.
Ткачество в деревне было самым необходимым и распространенным из женских рукоделий наряду с вязанием шерстяных изделий. На простом деревянном стане – кроснах делали половики и толстое домотканое сукно, грубую пеньковую мешковину и нарядную пестрядь, узорные прошивы и тонкий браный холст.
Из льняного и пенькового полотна и крашенины, из набойки и пестряди вплоть до 20-х гг. XX в. шили в деревне женские и мужские рубахи, передники и порты. Домотканое сукно шло на мужские кафтаны и зипуны, женские сарафаны и поневы. Из домашней тканины шили не только одежду, но и использовали ее для изготовления скатертей, покрывал, полотенец, салфеток. Для окрашивания льняных нитей и шерстяной пряжи применяли растительные красители (листья березы, кору ольхи, душицу и другие), которые придавали льняным тканям приглушенный колорит. Применение анилиновых красителей повысило яркость тканей и их узорной выделки.
Вязаные изделия пользовались широким спросом, особенно в северных губерниях России. Но нигде вязальный промысел не получил такого распространения, как на Тамбовщине. Ввиду выгодности и хорошего сбыта изделий этот легкий и доступный даже для детей труд получил массовый характер в деревнях и селах, расположенных вблизи от суконных фабрик. Изделия вязали из шерсти поярок (первой стрижки овец), а также из готовой пряжи, приобретаемой на базарах у перекупщиков.
Гончарное дело
Одним из древнейших видов народного искусства является гончарство, которое было распространено на Руси почти повсеместно, и трудно было найти село или деревню, где бы не встречались изделия из глины. Гончарные изделия составляли в прошлом значительную часть бытовой утвари. В конце XIX в. производством глиняной посуды занимались гончары более 180 уездов России. Однако широкое распространение гончарства было обусловлено неравномерностью его технического развития, на что влияли культурно-исторические и социально-экологические факторы.
Гончарное ремесло передавалось по наследству, и начиная с семилетнего возраста мальчики вместе с девочками и женщинами приучались делать горшки, мять глину и укладывать высушенные и обожженные горшки.
Деревообработка
Народное искусство складывалось веками усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну, но, создавая новые произведения, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых поколений, а и пытался привнести нечто новое в каждое изделие. Оттого каждая вещь, исполненная мастером, как бы хранит тепло его рук.
Дерево как художественный материал издавна привлекало к себе внимание мастеров народного искусства. Оно вошло в обиход человека не только как строительный материал, но и как материал, из которого делали различные бытовые предметы: орудия труда, мебель, посуду.
Народные мастера придавали каждому предмету быта удобную и целесообразную форму, украшали его, в результате чего в изделиях воплощалась гармония прекрасного и полезного. В руках талантливого мастера дерево представляло собой материал неисчерпаемый по разнообразию художественных возможностей и позволяющий раскрыть разные стороны творческой личности творца.
В начале XX в. в с. Полховский Майдан Темниковского уезда (ныне Нижегородская область) получил развитие промысел по производству токарных расписных изделий. Деревянные игрушки, посуда, загрунтованные крахмалом, затем расписывались анилиновыми красками ярких цветов с обводкой контуров черной краской. После двойной лакировки и сушки изделия приобретали необычайно насыщенное цветовой звучание.
Заканчивая обзор художественных промыслов в Тамбовской губернии в XIX –начале XX вв., необходимо отметить, что сегодня много делается для сохранения и даже возрождения народных промыслов. Народное искусство необычайно динамично, находится в постоянном развитии и чутко реагирует на все изменения социально-бытового и духовного порядка.
Самая главная задача сегодня заключается в сохранении творческого потенциала сельских жителей. Надо сделать все для того, чтобы не дать окончательно заглохнуть тем ремеслам, о которых еще помнят в деревне. В народных художественных ремеслах наиболее полно и многообразно отразились особенности крестьянского мировоззрения, его духовная цельность, связанная с деревенским укладом жизни.