"Саня, Ваня, с ними Римас"

Театр из Кудымкара тамбовчанам понравился

Созданный В 1930 году, один из старейших театральных коллективов западного Урала Коми-Пермяцкий национальный ордена "Знак Почета" драматический театр имени максима Горького сегодня многое делает для формирования национального репертуара. Играя спектакли на коми-пермяцком и русском языках, театр строит свой репертуар на лучших произведениях мировой драматургии. 

Театр из Кудымкара тамбовчанам понравился

Наград и регалий ему не занимать

Один из лучших театров малых городов России может это себе позволить – ведь костяк труппы составляют выпускники разных лет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, Московского театрального училища имени Бориса Щукина, Свердловского театрального института, Пермского института искусства и культуры – словом, тех театральных вузов России, которые известны сложившимися преподавательскими школами.

Так что совсем не удивительно, что в 1981 году Указом президиума Верховного Совета СССР театр был награжден орденом «Знак Почета», а в 1994 году спектакль театра «Власть тьмы» по пьесе Льва Толстого открывал Первый фестиваль театров малых городов России в Москве. Продолжая список побед и блистательных успехов театра имени Максима Горького из Кудымкара, напомним, что в 2010 году спектакль «Уйди-уйди» по пьесе Николая Коляды был признан победителем VIII фестиваля театров малых городов России. Актеры же получили почетное право сыграть спектакль в Москве на сцене театра Наций. Кстати, Кудымкарский театр увез тогда с собой и еще одну награду: лучшей актрисой фестиваля была признана Валентина Мещангина, сыгравшая Людмилу в спектакле "Уйди-Уйди".

Станет ли для нее Тамбов судьбоносным?

Логично, что и в Тамбове Коми-Пермяцкий драматический театр рассчитывает на одну из премий. Тем более, что актриса Галина Кудымова, блистательно сыгравшая в спектакле Владимира Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас» роль Александры, номинируется на звание «Актриса России». В театре Галина Григорьевна, выпускница легендарной «Щуки», служит вот уже 21 год. Редкое сценическое обаяние, подкрепленное глубочайшими профессиональными знаниями, талантом, прекрасными природными данными, позволили стать ей неординарной, запоминающейся актрисой, примой театра. Этому способствует и нечастое для актеров умение работать одинаково ярко, виртуозно даже, буквально во всех театральных жанрах и амплуа. Лирические и острохарактерные роли в исполнении Галины Кудымовой, по оценке экспертов, достигают высочайшего масштаба звучания.

В 2012 году она стала лауреатом Всероссийского фестиваля театров малых городов России.

В пьесе Владимира Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас» Галина Кудымова исполняет роль Александры, одной из трех сестер, живущих в глухой уральской деревне, каждая – со своей семьей, хотя, пожалуй, точнее было бы сказать – одной семьей: настолько тесно переплетен их быт, наполненный простыми и светлыми событиями. Как, например, после напряженного трудового дня попариться в баньке, а потом, под стопочку, от души попеть русские народные песни. Но война в один миг разрушает эту непритязательную идиллию. Из-за подлого доноса председателя колхоза в «органы» на мужей Сани и Сони – Вани Краснощекова и Петра Рудакова последним грозит арест со всеми вытекающими из этого последствиями эпохи сталинских репрессий.

Два дня – и вся жизнь

Но деревенский милиционер, литовец Римас, успевает не только предупредить односельчан – он советует им уйти на фронт добровольцами, благо именно в это время в райцентре готовится к отправке на фронт эшелон с пополнением. Казалось бы, мужчинам удается избежать застенков НКВД, но от войны, увы, не спрячешься, судьбу на кривой кобылке не объедешь… В 43-м под Сталинградом смертью храбрых пал Петр Рудаков, и его хрупкая, смешливая жена Соня, часа два простояв у стола, на который сама же положила похоронку, рухнула замертво. «Думали, обморок, - вспоминает ее дочь Женька. - У неё так бывало. Похоронку на стол положила и стоит. Стоит, стоит, стоит… На похоронку смотрит и чё-то думает, думает. Час, наверное, стояла. Так страшно, дядя Ваня. Лицо серое почему-то сделалось. Потом голову подняла… Вот так встряхнулась, и голосом… тонким-тонким – как запищала, вроде. Но не запищала, а почти… Говорит: «Ну ладно, давайте Петю кормить… Хотела Витю, а, видишь, как сказалось… Потом… шаг сделала и… Упала. И все..»

И смех, и слезы, и любовь…

И зрители, что еще недавно хохотали в сцене с быком Жоркой и председателем, которого тот самый «смирный бык», что «никогда ни за кем не гонялся», невзлюбил вечно пьяного председателя, потому что, по словам бойкой на язык, умеющей одним словом дать исчерпывающую характеристику человеку Александры «полюбишь такого придурка, вон уже и скотина в нем разобралась», перипетиям трагического быта тылового села внимают в напряженной тишине зала. Впрочем, не совсем в тишине: то с одного, то с другого ряда раздаются сдавленные всхлипы. Да и сама я, казалось бы, привитая скепсисом профессии против всех и всяческих сентиментальностей, ловлю себя на том, что стоит ком в горле. Нет, я в курсе, что, теоретически, «театр заставляет зрителя и смеяться, и плакать», а порой и соединять эти два эмоциональных начала, смеясь сквозь слезы. Но чтобы все это – в одном спектакле? Не часто в реальной театральной жизни приходится встречать театры, способные вызвать у зрителей столь искренние и сильные впечатления. При том, что никто на сцене не произносит длинных прочувствованных монологов, не рвет душу надуманными страстями, не морочит зрительские головы надуманной символикой. Просто люди имеют мужество жить в то время, что им выпало. И остаются верными тем жизненным устоям, что получили в наследство от своих предков.

Человек всегда волен сделать свой выбор

Вот потому муж Анны, Михаил, предпочитает свести счеты с жизнью, когда – в придачу к потерянной на Гражданской войне ноге – после того, как Губарев уволил его с конюшни, отнялась еще и рука. Ну не может он, мужик, которому по тем самым устоям положено кормить семью, обеспечивать ее средствами к существованию, стать для Анны, с их-то выводком детишек, обузой.

«Ничё, говорит, у меня нет: ноги нет, руки нет – никакого пропитания вам сделать не могу. Один рот есть – вас объедать», - рассказывает Анна вернувшемуся в родную деревню через четыре года после окончания войны Ване Краснощекову. - В лес пошёл и удавился. А всё из-за этого. Председателя. Губарева помнишь?»

Правда, и на «подлючего» председателя нашлась управа: «На лесосплав к нам пришёл, а кто-то штабель брёвен с косогора погнал в Чусовую… Или трос на связке лопнул… В общем, всего перемололо, месиво сплошное» - посвящает Ивана в летопись военного лихолетья Женя Рудакова. И нельзя, внимая ее незатейливому рассказу, не согласиться с автором пьесы, Владимиром Гуркиным, что в любые, даже самые трудные времена, человек волен делать свой выбор: опуститься до подлости и предательства, сводя счеты с непокорными подчиненными, строча на них доносы в НКВД, или же поступать по совести, не роняя своего человеческого достоинства и права на уважение к себе. С этой точки зрения Губарев и Римас (актер Александр Власов?) – два полюса нравственного пространства спектакля. Ведь именно Римас, литовец, семья которого, скорее всего не по собственной воле попала в сибирскую глубинку, предупреждает своих односельчан Ваню Краснощекова и его свояка Петра о том, что им грозит арест по доносу Губарева. И Римас же, следуя старинной литовской легенде, ждет не три даже – целых четыре года после войны возвращения мужа Александры, Ивана, прежде чем стать ее мужем.

Жизнь куда замысловатей, чем кино

Но в день свадьбы, когда гости племянница Александры Женя да сестра Нюра прихорашиваются прежде чем идти к «молодым», возвращается после стольких лет молчания Иван. «Как в кино, в самый счастливый момент… нарисовался», - с горечью бросает ему упрек Александра. Она еще не знает, какой нелегкий выбор ей предстоит сделать. Римас, который всю войну «с бандюками да ворьем не в карты играл», но, тем не менее, своим долгом и обязанностью посчитал взвалить на себя заботу не только об Александре, но и Нюре, оставшейся после смерти Михаила с маленькими детишками на руках, и о Жене и ее маленьком братишке Вите, вовсе осиротевшим после смерти Софьи, - с одной стороны. Иван, вроде бы и предавший любовь Александры с «полевой» женой, радисткой партизанского отряда, тоже Александрой, конечно же, заслуживает осуждения. Но и уважения – тоже. Нельзя не восхищаться силой духа мужчины, в силу того самого человеческого достоинства и порядочности, не сумевшего бросить «подорвавшуюся в Берлине», лишившуюся обеих ног женщину. «На себе её таскал, - рассказывает Иван. - (Улыбнувшись.) Почти два года с бабами в бане мылся. Пускали к себе… в женское отделение, чтоб её помыл, заодно и сам. Чё-то мне… такие хорошие люди всю жизнь попадаются!» А потом, после ее смерти через два года после войны, долгом своим посчитав поставить на ноги приемную дочь, Настю, «подзадержался» еще на целых два года. И теперь лишь Александре решать, указать ему на порог или все же простить…

Художественный памятник дедам

В финале пьесы плачут не только Александра с Иваном и Женя, у многих зрителей глаза тоже, что называется, на мокром месте. Впрочем, и тех, кто держит свои эмоции в узде, постановка Сергея Андреева тоже не оставила равнодушными. А и то сказать: про то, что пережили деды драматурга – Петр Рудаков и Иван Краснощеков, бабки его Софья, Анна и Александра, без сердца на подмостках театра играть невозможно. Потому таким пронзительным, искренним и светлым получился спектакль, завершающий цикл «деревенских историй» Владимира Гуркина. Две из них – «Любовь и голуби» и «Прибайкальская кадриль» - широко известны по одно именным кинофильмам. По последней части трилогии тоже снят фильм, «Добрые люди», правда, не ставший пока таким же известным, как первые два. Но спектакль «Саня, Ваня, с ними Римас» во многом этот пробел восполняет. Для тамбовчан, посмотревших его в рамках конкурсной программы VII Рыбаковского фестиваля – уж точно. Равно как справедливо и то, что пьеса Владимира Гуркина стала художественным памятником его дедам, погибшим на войне. «Я даже не знаю, где их могилы, - вспоминал актер и драматург Владимир Гуркин. – Поэтому это такой своеобразный приход к ним на кладбище. Но пьеса не трагичная, здесь, я надеюсь, зритель найдет и веселое, и смешное, - и слава богу».

И в этом с автором не поспоришь.

Мнение.

Заместитель председателя кинемтографических союзов, заслуженный деятель искусств России и Польши, театральный критик, член жюри Константин Александрович Щербаков: "Спектакль имеет существенное значение сегодня не только в нашей художественной, но и нравственной ситуации, сложившейся в стране, когда такие понятия, как совесть, порядочность... уходят из обихода и употребляются формально".

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру