История одной победы

Живые свидетели событий 1941–45 годов делятся с читателями “МК в Тамбове” своими воспоминаниями

Сегодня в Тамбовской области проживает более 43 тысяч инвалидов и участников великой отечественной войны, тружеников тыла, жителей блокадного Ленинграда. 9 мая вместе со своими родными, друзьями, однополчанами они садятся за праздничный стол, чтобы в кругу близких людей вспомнить свою молодость. Военную юность. Василию Гребенникову есть о чем рассказать. 60 лет назад он был одним из тех, кто прорвал Ленинградскую блокаду. 

Живые свидетели событий 1941–45 годов делятся с читателями “МК в Тамбове” своими воспоминаниями

Только вперед

Листая очередной календарь, Василий Гребенников всегда невольно останавливается на дате 18 января. И в памяти сразу всплывают события давно минувших лет... Это день прорыва блокады Ленинграда... Именно тогда, 60 лет назад, на Синявинском рубеже, у Рабочего поселка №1 встретились войска Волховского и Ленинградского фронтов. В этой кровопролитной битве с немецкими войсками участвовал и 576-й стрелковый полк 115-й стрелковой дивизии. Одним из взводов командовал Василий Гребенников.

- Мне на всю жизнь запомнился ленинградский пейзаж: болота, заполненные водой, торфяные поля и штабеля, удушливый торфяной дым, канавы, воронки, изуродованные снарядами деревья, - рассказывает Василий Павлович. -Вся низина отлично просматривалась с захваченной противником высоты. И тем не менее, ни у кого из нас не было даже мысли, чтобы отступить хотя бы на полшага. Только вперед. Только к полной победе. Мы воевали с фашистами, бои шли за каждый сантиметр нашей земли. Часто приходилось вступать в рукопашные бои. И с их стороны, да и с нашей тоже были большие потери. В результате упорных боев оба передних края сблизились настолько, что в минуты затишья мы слышали немецкие разговоры и даже кашель простуженных солдат.

Семь дней шла ожесточенная битва. 115-я дивизия наступала на самом решающем участке. После жестокого боя была взята деревня Липки.

В одном из таких сражений Василий Павлович получил ранение в область позвоночника и попал в медицинский санитарный батальон города Иваново. Там он провел больше двух месяцев. Выписавшись, Василий Павлович отправился на офицерские курсы в учебно-артиллерийский лагерь.

В 1944 г. Василий Гребенников - командир взвода разведки. Памятуя о собственном ранении (после которого не каждый бы смог встать на ноги), он старался никогда не рисковать жизнями своих солдат. “Я всегда помнил о том,

- вспоминает Василий Павлович, - что абсолютно каждого ждут дома родные и близкие. Ждут живым...”

Берлин

Особенно памятно для Василия Гребенникова взятие Берлина. Он одним из первых с нашими советскими войсками вошел в город, участвовал в штурме Зееловских высот.

Мало кто из участников штурма Берлина не слышал про сверхмощные заградительные укрепления немцев на этих высотах. Преодолевая их, советские части, уже привыкшие к многокилометровым непрерывным переходам, здесь продвигались за сутки не больше чем на километр. Взятие Зе-еловских высот было первым решительным шагом на пути взятия Берлина.

В пять часов утра по московскому времени и в три часа по берлинскому началась последняя битва Великой Отечественной войны - битва за Берлин...

- Над позициями ночная тьма. И вдруг - яркие всполохи артиллерийской канонады, - вспоминает Василий Гребенников. - Накатился сплошной гул вулканической мощи. Ударили залпом и продолжали бить и бить сорок тысяч орудий! Казалось, качнулась вся Приодерская равнина. Клубы пыли и дыма стеной вздыбились до самого неба. Зарево артиллерийского огня полыхало так ярко, усиливая световой удар прожекторов, придуманный генералом Рыбалко. Мощные пучки света прожекторов уперлись в клубящуюся завесу гари, дыма и пыли, поднятую над позициями противника. Даже прожекторы не могли пробить эту завесу, и нам было трудно наблюдать за полем боя. После 25-минутной артиллерийской подготовки наступление 1-го Белорусского фронта началось. Началась Берлинская операция.

К началу наступления на Берлинском направлении гитлеровское командование сосредоточило 48 пехотных, 9 моторизованных и 6 танковых дивизий, 37 отдельных пехотных полков, 98 отдельных батальонов и много отдельных артиллерийских частей и соединений. Советское Верховное главнокомандование смогло в решающий момент на Берлинском направлении создать подавляющее превосходство в силах и технике.

Сразу после войны не было времени для воспоминаний - приходилось заново налаживать мирную жизнь. Демобилизовавшись из армии, в 1947 г., Василий Павлович Гребенников вернулся в родной Тамбов. И. продолжил службу, но уже боролся с нарушителями правопорядка - в Управлении милиции Тамбовской области. Прошел, как это принято говорить, многие ступеньки карьерной лестницы. Работал старшим инспектором отдела наружной службы, командиром отдельного взвода милиции по охране учреждений госбанка в Тамбове, оперуполномоченным отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности, начальником медвытрезвителя при УВД. Закончил службу Василий Павлович в должности старшего оперуполномоченного отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности.

У Василия Гребенникова много правительственных наград: орден Красной Звезды, медали “За боевые заслуги”, “За освобождение Варшавы”, “За отвагу”, “За взятие Берлина”, “За победу над Германией”, а также множество почетных грамот и благодарностей от руководства УВД. За добросовестную многолетнюю службу в органах внутренних дел он награжден медалями “За безупречную службу”, нагрудным знаком “Отличник милиции”.

В настоящее время Василий Павлович - член областного Совета ветеранов органов внутренних дел, активно участвует во всех делах организации. Он охотно делится с молодыми сотрудниками полиции своим богатым опытом и профессионализмом. Но признается, что свой главный жизненный опыт он получил на войне. И дай бог, чтобы у тех ребят, которые слушают его рассказы, такого опыта никогда не было! 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру