Мораторий на безопасность?

Техосмотр отложили на год

Срок техосмотра вашей старой “Волги” закончился в январе, а вероятность законного прохождения нового равна нулю? Не отчаивайтесь. Идите в гараж, заливайте в радиатор воду, заряжайте аккумулятор – и вперед. Причем не только на свалку вторчермета. С минувшей субботы владельцы автохлама могут передвигаться по дорогам на законных основаниях. Именно с этого дня россияне получили право отложить прохождение техосмотра на год. Талоны ТО, срок действия которых закончился или закончится в 2011 году, продляются на 12 месяцев. 

Техосмотр отложили на год

Как было

Конечно, процедура прохождения технического осмотра наших автомобилей сегодня до безобразия тяжела и во многом бессмысленна. Как, собственно, и все услуги, которые нам за наши же деньги предоставляет родное государство. Многочасовые очереди: сначала в кассы, затем – на стендовую площадку. А там – как повезет. Если, конечно, процедуру техосмотра проходит не годовалый Porsche, обязательно находятся “мелкие технические неисправности”, которые владелец обязан в месячный срок устранить. И плевать, что эти “неисправности” зачастую отсутствуют в официальном перечне. Слушать-то тебя никто не станет: “Следующий!” И вновь – потраченный впустую день. А там, глядишь, и еще что-нибудь выявят.

Поэтому наш автовладелец, хозяин далеко не дряхлой “Самары” или относительно свежей иномарки, вынужден искать знакомого, у которого есть выходы на ГИБДД. Цена вопроса – 4–5 тысяч на руки сотрудникам, ответственным за выдачу заветного талончика. По крайней мере, так было еще в декабре прошлого года.

– Конечно, в Тамбове этот вопрос решить очень дорого стоит, – рассказал “МК в Тамбове” владелец черного “ситроена” Петр. – Я сам в Питере живу, так мне там за 2 тысячи этот талончик домой приносили. И официальный, не подделку, по базе пробивали – все в порядке. А весной техосмотр в Тамбове нелегально сделать вообще ни за какие деньги нельзя было – все переаттестации боятся, наверное.

Основная причина приобретения талончика техосмотра за взятку – экономия времени и нервов. Многие автовладельцы уверяют: чем покупать техосмотр, лучше вложить эти деньги в саму машину. Однако поток взяток нечистым на руку ГИБДД-шникам до недавнего времени не иссякал.
Как есть

О том, чтобы прикрыть эту коррупционную кормушку, президент России Дмитрий Медведев говорил еще в конце апреля.

– У меня есть два предложения: или вообще отменить техосмотр, или сделать его беспроблемным для граждан и, может быть, изъять из компетенции МВД, чтобы все это происходило в заявительном ключе, – сказал Дмитрий Анатольевич на встрече с активом “Единой России”.

Что ж, сказано – сделано. Автовладельцы, у которых в 2011 году истекает срок действия талона техосмотра, смогут ездить еще год по старому документу. Соответствующее постановление №413 от 24.05.2011 г. за подписью премьера Владимира Путина было размещено в минувшую среду на сайте правительства. Что особенно приятно – на новые автомобили талон можно будет получить при регистрации транспортного средства, без инструментального контроля (как, собственно, и было раньше – в 90-е годы минувшего века). Однако владельцы новых машин все равно должны будут пригнать свой транспорт на визуальный осмотр в ГИБДД. Проверка транспортного средства в данном случае будет только визуальной, техническая диагностика с использованием специального оборудования осуществляться не будет. Тем не менее, инспектор по-прежнему имеет право проверить наличие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки. За талон ТО автовладельцу придется заплатить 300 рублей в виде госпошлины.

Как сообщается в постановлении правительства, “срок прохождения очередного государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ, истекающий в 2011 году, переносится на 12 месяцев, если иное не установлено законодательством Российской Федерации”.

При этом продление срока действия прежнего талончика объявлено только для мотоциклов, легковых автомобилей и грузовиков массой до 3,5 т, не участвующих в коммерческих перевозках людей, а также прицепов к ним. Для автобусов и такси с желтыми спецномерами сроки прохождения контроля останутся прежними – раз в полгода. Такой же срок предусмотрен для машин и прицепов, перевозящих опасные грузы. Для грузовиков свыше 3,5 т, авто со спецсигналами и учебных машин сохранится ежегодный ТО.

Как будет?

3 июня в Государственной Думе рассматривали новый законопроект о передаче технического осмотра автомобилей коммерческим структурам. По словам главы Комитета по транспорту Сергея Шишкарева, на подпись к президенту этот документ должен попасть уже в конце июня. Планируется, что в действие закон вступит 1 января 2012 года.

– Законопроект мы рассмотрим во втором чтении в пятницу (20 мая), до 1 июня передадим его в Совет Федерации и рассчитываем, что к 12 июня президент его подпишет, – цитирует Шишкарева РИА Новости.

Законодатели хотят, чтобы техосмотр автомобиля был увязан с полисом ОСАГО. Скоро получить последний будет невозможно без талончика ТО. При этом предполагается сделать так, что все новые автомобили, которым еще не исполнилось три года, будут освобождены от техосмотра. Машины в возрасте от 3 до 7 лет будут проходить его раз в два года, а более возрастные авто – ежегодно. При этом грузовой и пассажирский транспорт должен будет проходить техосмотр раз в 6 месяцев.

Закон предусматривает введение двухлетнего переходного периода – с 2012 по 2014 годы водители смогут проходить ТО как в старых пунктах осмотра, так и в новых. А все данные о прохождении ТО должны будут заноситься в единую базу данных (то есть в будущем можно будет вообще отменить талончик).

Тарифы на прохождение техосмотра будет устанавливать государство, причем каждый регион сможет их корректировать, но лишь в сторону уменьшения. Также закон предусматривает возможность пройти осмотр в любом регионе России, вне зависимости от места регистрации автомобиля.

– Цена за техосмотр немного вырастет и будет находиться между размером выплачиваемой сегодня госпошлины и коррупционной суммой, за которую автовладельцы покупают талон техосмотра, – заявил Сергей Шишкарев. По словам депутата, официальная стоимость техосмотра будет в пределах 1,5–2 тысяч рублей.

У законопроекта есть и еще одна особенность. В нем прописано, что компании, которые занимаются проведением ТО, несут ответственность за неисправности в автомобиле. И если страховая компания сумеет доказать, что процедура ТО была проведена халатно и инспектор не обнаружил серьезную поломку, в результате чего и произошло ДТП, то технический центр будет нести финансовую ответственность.

Сегодня думцы планируют, что ГИБДД уйдет полностью из процедуры ТО к 2014 году. Штрафы за отсутствие талона ТО для физических лиц будут отменены, зато заключить договор об ОСАГО без него будет невозможно. Проводить инструментальный контроль будут техцентры, автосервисы или дилеры, прошедшие аккредитацию у автостраховщиков. Вопрос только в одном: во сколько кровных рублей обойдется новый техосмотр автолюбителю с учетом того, что базовую ставку ОСАГО страховщики страстно хотят увеличить? И самое главное – станет ли на дорогах безопаснее? От очередей на техосмотр и за полисами, как подсказывает опыт, все равно никуда не денешься. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру