– Вячеслав Олегович, в последнее время складывается впечатление, что страну просто захлестнула волна разоблачений деятельности управляющих компаний. Дескать, воруют при свете белого дня, обманывая доверчивых буратин-россиян. Сами же компании бьют в набат – многие из них на грани банкротства. В чем же дело?
– Давайте вместе разберемся в действующем законодательстве, регламентирующем процесс функционирования и ценообразования в ЖКХ. Есть ли в нем мотивация к развитию важнейшей отрасли экономики? Согласно нормам закона, ресурсоснабжающие организации не оказывают потребителям коммунальные услуги, а поставляют до границы многоквартирного дома энергоресурсы (холодную и горячую воду, газ, электроэнергию). И именно до этой границы они несут ответственность за объем и качество поставки. Доставку же ресурса до граждан (в жилые помещения) осуществляют через внутридомовые инженерные системы управляющие компании (УК).
За состояние внутридомовых сетей отвечают собственники жилья, перепоручая уход за ними управляющей компании. На это идут деньги, которые жильцы платят за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Эта сумма – не регулируемая величина, а принимаемая общим собранием собственников. Она за последние годы практически не менялась – в отличие от тарифов, в которых предусмотрены средства на обслуживание, ремонт, строительство и восстановление инженерных сетей.
Кроме того, необходимо отметить, что собираемость средств с населения хоть и выросла относительно конца девяностых, но все ровно не превышает 95% от выставленной суммы, а управляющим компаниям приходится оплачивать полную сумму. Поэтому она абсолютно не отвечает потребностям дома в средствах на ремонт всего инженерного оборудования, включая внутридомовые сети, по которым энергоресурсы приходят в квартиры.
– Получается, что управляющей компании выставляют счет за всех потребителей в доме, а она из-за неплатежей собирает только часть средств? Так и прогореть недолго…
– В том-то и дело! Любая управляющая компания через несколько месяцев своего существования или становится банкротом, или вынуждена оплачивать предоставленный ресурс за счет других платежей. Выбор небольшой – либо не платить по счетам полностью, тем самым наращивая долг, либо не ремонтировать внутридомовые сети. Вот поэтому и внутридомовое инженерное оборудование, и финансовое состояние управляющих компаний находятся в удручающем состоянии.
Кроме того, помимо неполной оплаты населением есть и более коварная проблема – небалансовые убытки. Что это такое? Это убытки, которые возникают при соблюдении закона!
Представьте, что вы торгуете чем угодно – например, яблоками. Но для того чтобы их продать, у вас нет возможности их вырастить – купить можете только у одного крупного продавца, и торгуете вы ими не в городе, а в глухой деревне. Так вот, продавец вам привозит по асфальтовой дороге необходимое количество продукта для того, чтобы вы обеспечили жителей своей деревни. Вы берете яблочки и начинаете растрясать их по проселочной дороге, по ухабам – потому что в сельсовете нет денег на дорогу, они все ушли на трассу, по которой ездят поставщики товара для жителей деревень.
Когда вы начинаете торговать, то здесь и начинается самое интересное! Открываете коробку, начинаете считать и понимаете, что там не хватает 20% яблок, а еще 10% испортились, и вы их не можете продать. Да еще помощник Василий запил и взял рассрочку до получки. И хотя продавец очень солидный и гарантировал вам отменное качество и количество, ни того ни другого вы не видите.
Но и это еще не все! По закону вы не можете получать прибыль с яблок для односельчан, а про убытки вспоминать как-то неприлично, но все поставщики об этом молчат. Вот у вас в среднем и получается, что купили вы за рубль/штуку, а продали – по 70 копеек! А на следующий день – за новой коробкой, но долгов с покупкой второй становится в два раза больше, долг накапливается, пока терпение у поставщика не лопнет. И сначала вы отдадите ему свое имущество за долги накопленные, а потом и вовсе обанкротитесь.
Ерунда, скажете вы, так не бывает! Нет – бывает, и это вам все управляющие компании подтвердят. Скажут, что ресурсоснабжающие организации поставляют одно количество по договору поставки, исходя из нормативов потребления и порой игнорируя индивидуальные приборы учета, а УК в рамках Постановления Правительства №307 фактически продают меньшее количество, но денег с них требуют по счетам полностью. И суды говорят, что так и должно быть, и решения принимают в пользу РСО в течение десяти минут по сложным вопросам. Да и РСОшники сами об этом тихо “под скатерть” соглашаются – что, мол, да, неправильно, но это не мы виноваты – это жизнь такая!
Так было и раньше, но тогда все убытки по закону ложились на бюджет, а муниципалитет – не управляющая компания, там и сети, и имущество. Думаете, РСО в тот период сети за деньги получали? Не всегда! Они максимально пытались увеличить полезный отпуск всеми возможными способами, быстро получить судебное решение и увеличить свои активы по большому счету бесплатно! Ведь эти долги к реальным деньгам никакого отношения не имеют. Тогда единственное, что смогли, – приватизировать ДЭЗы, МУПы, снять бремя с бюджета. Но переложили на УК, а у них такого имущества нет. Вот и остается только ждать, когда начнутся банкротства.
– А как Вы относитесь к тому, что ресурсоснабжающие организации, недополучая законные деньги, стали активно выступать за заключение прямых договоров с потребителями и получение от граждан платы за поставляемый ресурс без посредников – управляющих компаний, ЖСК, ТСЖ?
– Знаете, на мой взгляд, это неплохо с точки зрения УК, так как даст возможность им наконец-то заняться непосредственной деятельностью по содержанию МКД и выйти из долговой кабалы. С другой стороны, РСО будут повышать тарифы, обосновывая их рост износом внутридомовых сетей и увеличением потерь. Но при этом не надо питать иллюзий по поводу того, что если тарифная составляющая увеличится, то начнутся ремонты внутридомовых сетей. Нет, не начнутся. Эти деньги жители вряд ли увидят, а вот возможность доначислять по итогам года в рамках Правил 307 – это реальность. То есть даже если тариф перейдет на долгосрочное планирование, даже в этом случае РСО смогут доначислить по итогам отчетного периода и без зазрения совести вогнать в долги уже непосредственно население, минуя управляющие компании.
Давайте затронем еще одну проблему – установку приборов учета. Почему-то приборы учета, выбранные жителями, не устраивают поставщиков коммунальных услуг. То ли они контролируют качество ресурса, что сильно бьет по их карману, то ли их приборы лучше, надежней, долговечней, прочней и подчас дороже аналогов – не знаю. Но в результате жителям отказывают в установке их приборов учета, и в основном это касается индивидуальных приборов по воде. Насколько я знаю, ресурсоснабжающая организация вообще их не учитывает, если нет общедомового прибора учета, и выставляет управляющей компании по нормативу потребления, а та выставляет собственнику по показаниям, а разница – убытки УК.
Правда, это все звучит в упрощенном варианте и немного “сермяжно”, на деле же будет все сложней. Основная задача предприятий РСО – получить финансовые потоки коммунальных платежей, и это неплохо, в принципе, и многие вопросы сможет решить (в первую очередь – для управляющих компаний). Но я боюсь, что население не увидит перемен к лучшему, если эти изменения будут происходить без участия общества, которому необходимо будет в эти нюансы вникать как собственнику, за которым главное решение. Поэтому я стараюсь максимально наглядно рассказать о сложной, многоуровневой, пронизывающей все сферы нашей жизнедеятельности сфере ЖКХ.
– Странно, почему же поставщики не учитывают так называемую последнюю милю – внутридомовые сети – в работе с управляющими компаниями?
– За транзит по чужим сетям до жилого дома поставщик платит исправно: тариф сформирован с учетом прошедшего разделения “большой” энергетики на генерацию, транспорт и распределение энергии. В нем учтены интересы всех трех частных компаний, но не конкретного потребителя-плательщика. Деньги берутся за все, что потребляется в жилом помещении. А транзит по сетям, без которых ни один поставщик не донес бы ресурс дальше стены дома, не оплачивается, точнее, не учитывается в тарифе – не регулируется. А ведь подобные затраты значительны, в том числе из-за недоремонтов. Внутридомовые инженерные коммуникации – такая же частная собственность, как сети транспортировки и распределения в электро- и теплоэнергетике, газоснабжении. Представляется, что именно это является камнем преткновения и причиной неработающих норм законодательства. И именно это повлечет повышение тарифа, но перемены будут происходить постепенно.
ТСЖ испытывают те же трудности и перекладывают бремя неплатежей на плечи “ресурсников”. Все варианты непосредственного управления сводятся, по сути, к замаскированному управлению через подрядную организацию с прямыми платежами, без публичного участия в этом процессе управляющей компании. В противном случае ответственность за неуплату ложится на УК, ТСЖ, а они здесь лишь продавцы. Интересно получается: все продавцы – участники процесса поставки ресурсов до границы дома – имеют в тарифе свою долю затрат. А эти – нет.
– И что же, по-вашему, можно предпринять в таких непростых и запутанных хитросплетениях коммунальной сферы? Как решить проблему?
– В существующем нормативно-правовом пространстве стало экономически невыгодно работать управляющим компаниям, ТСЖ, ЖСК и просто гражданам – участникам непосредственного управления. Ведь суммы выставляемых им счетов постоянно превышают собранные с собственников и нанимателей средства.
Уверен, что решение, как всегда, лежит на поверхности. Либо в тарифе на ресурс должны быть учтены затраты, связанные с его распределением и доставкой к непосредственному потребителю в многоквартирном доме. Либо управляющая компания или ТСЖ должны покупать ресурс на дом по договору и по оптовой цене, а продавать потребителям уже по розничной. Это типичная коммунальная услуга. В таком случае управляющая компания загорится мотивированным интересом к увеличению собираемости платежей. И как результат – перестанут возникать долги, появятся средства на ремонт или на выплату по кредитам на ремонт.