Не братья по вере
Сейчас в Тамбовской области проживает около 40 тысяч мусульман. Не все они приезжие – ислам на наших землях существовал издавна. Первые захоронения датируются 1475 годом, но, как свидетельствуют сами мусульмане, это могилы далеко не самых первых поселенцев. “Когда наши предки сюда пришли, здесь только дубовые рощи стояли”, – именно так говорят уроженцы села с говорящим названием Татарщино, что в Рассказовском районе. Еще одно старинное тамбовское село с преимущественно татарским населением называется Энгуразово и находится в Уваровской районе.
– Мусульманство – вторая по значимости религия в России после христианства, – говорит председатель местной религиозной организации “Община мусульман города Тамбова” Абдурагим Ильясов. – Наши традиции складывались веками. Большинство из нас укоренились здесь уже давно. В Тамбовской области очень много врачей-мусульман, приехавших сюда по распределению. Дети этих людей учатся здесь и в армию отсюда призываются…
В Энгуразово действует одна из двух тамбовских мечетей. Однако исламское население живет практически во всех частях области, и добираться до Уваровского района большинству единоверцев далеко. А совершать религиозные обряды необходимо постоянно. В том числе и по этой причине в 2002 г. по многочисленным просьбам тамбовских мусульман создана Религиозная организация “Общество мусульман” (РООМ) Тамбова под председательством Салмана Хаджи Межиева. В то время у городских мусульман не было земли и помещения для совершения молитв и религиозных обрядов. По пятницам и праздникам приходилось собираться в квартирах. Сейчас в МРОМ (Местной религиозной организации мусульман) Тамбова зарегистрировано более 300 человек. Общество пополняется: в первую очередь, не за счет мигрантов из мусульманских стран, а за счет русских мужчин и особенно женщин, которые принимают ислам.
– На каждый праздник варим дополнительный казан для студентов ТГТУ, приехавших из исламских стран, – рассказывает Абдурагим Ильясов. – На праздники к нам приходят и немусульмане. Некоторые – узнать об исламе, некоторые – принять ислам.
Например, на последний праздник Курбан-байрам в мечети собрались около 1500 человек. Естественно, большинству не хватило места в здании, и они, постелив коврики, разместились во дворе. После окончания торжественного намаза братья-мусульмане поздравляли друг друга. Принесены были в жертву и животные – 50 баранов и один бык.
Представители МРОМ Тамбова рассчитывают на увеличение численности мусульман. Поэтому все больше и больше чувствуется потребность в полноценном исламском комплексе, проект которого существует уже несколько лет.
Дела земные
Вопрос о строительстве исламского комплекса стоит не первый год. Сначала добиться выделения участка площадью 1 тыс. кв.м для строительства мечети по улице Рылеева,83 удалось экс-председателю организации Салману Межиеву. Впоследствии новый председатель МРОМ Абдурагим Ильясов добился пересогласования акта выбора земельного участка площадью уже 1,7 тыс. кв.м.
Постановлением главы администрации г. Тамбова от 21.05.2008 г. №3511 “О предварительном согласовании места размещения объекта – здания мечети по ул. Рылеева, 83, утверждении акта выбора земельного участка и предоставлении религиозной организации” Общество мусульман города получило в безвозмездное срочное пользование долгожданный земельный участок. Сейчас на этой территории находится небольшой молельный дом, где и совершают религиозные обряды тамбовчане-мусульмане. “Раньше он вмещал около 100 человек, но братьев-мусульман, желающих посещать мечеть, намного больше. Мы поменяли окна, крышу, облицевали здание кирпичом”, – рассказывает Абдурагим Ильясов.
При строительстве исламского комплекса эта небольшая мечеть станет второстепенным зданием. В планах, кроме строительства мечети на 600 человек, – открытие медресе и халяльного магазина. Эскизный проект будущего исламского комплекса разработан известным тамбовским архитектором Аркадием Фарбой. Он уже одобрен городскими властями, однако строительство еще не началось.
– Здесь просадочные грунты, это очень опасно. Но так получилось, что именно этот участок отдан мусульманам города Тамбова, и никуда не денешься. Нужно придумать такие фундаменты, чтобы здание было надежным, – считает архитектор проекта Аркадий Фарба. – Нельзя сказать, что фундамент обойдется очень дорого, но вложиться в него придется.
Финансирование строительства – основная проблема. Определенные средства у тамбовских мусульман есть, но их недостаточно для такого грандиозного проекта. Поэтому они призывают всех своих братьев в исламе помочь со строительством.
– Мусульманин без мечети – это абсурд. К сожалению, многие мусульмане больше занимаются мирскими вещами. Мечеть – это дом Аллаха. Это наш дом. Строительство мечети – самая главная цель в жизни любого мусульманина. Каждый мусульманин должен помочь чем сможет, но лучше деньгами, – призывает член ревизионной комиссии МРОМ Хуршед Кудратович Шехов.
Однако есть в городе люди, довольные отсутствием исламского комплекса.
Чужая вера – не помеха?
– Мы благодарны Всевышнему, что местные власти с пониманием относятся к нуждам мусульман. Очень жалко, что другая ситуация в Липецке и Воронеже. Мы переживаем за наших братьев в этих городах, которые не могут добиться открытия мечетей в областных центрах, – говорит Абдурагим Ильясов.
Однако большинство местных жителей не в восторге от возможного соседства с исламским комплексом.
– Я не против мусульман в принципе, – говорит тамбовчанин Олег. – Но Тамбов все-таки православный город, и я не хочу, чтобы недалеко от моего дома возводили мечеть.
Работа Комиссии по толерантности Общественной палаты не доходит до большинства рядовых жителей города. Горожане понимают, что испытывать неприязнь к людям другой веры – неправильно, но часто ничего не могут и не хотят с собой поделать.
– А ведь на моей родине в Дагестане много православных храмов, и коренное население республики относится к этому с должным пониманием, чего бы и нам хотелось, – делится Абдурагим Ильясов.
Понимание встречается далеко не всегда. Мечеть уже подвергалась нападениям нетолерантных тамбовчан. В ночь с 1 по 2 января 2011 года вандалы разбили в ней окна, облили стены пивом. По факту нападения было возбуждено уголовное дело по статье “хулиганство”. Однако председатель общины мусульман считает, что преступление совершено на национальной почве, так как никакие соседние здания не пострадали. К тому же это не первое нападение на культовое исламское сооружение. Двумя годами ранее тамбовские мусульмане уже пострадали от вандалов. Сейчас во дворе мечети установлены 4 видеокамеры, которые работают в круглосуточном режиме. Местные предприниматели-мусульмане, которые пожертвовали деньги на покупку и установку техники, надеются, что это позволит избежать нападений в дальнейшем. Их опасения можно понять, особенно если строительство исламского комплекса все же начнется.
– Желаю им построить мечеть с одним, а лучше с двумя минаретами. И пять раз за день возвещать о молитве всему спальному району моего родного города. Тогда дни этой лавочки будут очень быстро сочтены, – сказал житель улицы Рылеева Илья.
– Я – человек светский, – уверяет тамбовчанин Владимир. – Мне одинаково – что мулла будет с минарета кричать, что дьякон в колокола звонить. Лишь бы ребенку спать не мешали.
С одной стороны, мы как бы живем в современном мультикультурном обществе, и отсутствие толерантности выглядит средневековым пережитком. Мусульмане живут среди нас, ходят в школу с нашими детьми и сидят за соседними столами в офисах. И культовые сооружения для исполнения своих обрядов им нужны не меньше, чем православным. Но с другой – агрессией, направленной на иноверцев, мы пытаемся сохранить свою идентичность. Разрешение проблемы сосуществования разных культур зависит не только от толерантности русских, но и от того, насколько мусульмане будут уважать не только свои обычаи, но и чужие. В особенности тех людей, кому нет дела до конфессиональных различий. Это же относится и к православным нашим соплеменникам.