"Я вырос В Чернавке, здесь все мне близко и дорого"

Алексей Попов о радостях и трудностях жизни ООО “Чернавское”

ООО “Чернавское” образовалось на базе колхоза “Россия”, и преобразования эти начались, по сути, с 90-х годов – тогда колхоз преобразовался в СПХК, потом, в 2000-е годы, – в ООО. В отличие от многих, колхоз “Россия” до банкротства “доработаться” не успел, так что к Алексею Попову хозяйство перешло без бремени долгов и всюду царящих признаков всеобщего развала. 

Алексей Попов о радостях и трудностях жизни 
ООО “Чернавское”

Гарантий и сегодня нет

Конечно, всякого рода передряг и неурядиц и здесь хватало, но худо-бедно “Россия” на плаву держалась.

– Оно и сейчас-то трудно сказать, крепко мы стоим на ногах или не очень, – задается вопросом Алексей Попов. – Любой неверный шаг, незадавшийся год, слишком резко прыгнувшие цены – и все твое благополучие оказывается под ударом.

Слова эти – как крик души. В нынешнем году некстати зарядившие дожди изрядно заставили поволноваться хлеборобов. И подсолнечник в “Чернавском” убран пока еще только на 50%, и кукуруза на 30% площадей не убрана – темпы уборки непогода явно притормозила. А это – неизбежные потери в качестве зерновых, неэффективная работа техники.

– Ездим из угла в угол, а дел – никаких, – сетует Алексей Борисович.

И это притом что уборку в хозяйстве начинают на 1–2 недели раньше, чем принято в отрасли, потому что в “Чернавском” стараются идти в ногу со временем, в полной мере используя возможности интенсивного земледелия.

На земле стараемся работать бережно

Сегодня в ООО “Чернавское” свыше 5000 га сельхозугодий, так что, по меркам Инжавинского района, – это среднее по величине хозяйство. 65% процентов площади посевов занимают зерновые, еще 20% – подсолнечник.

– Мы пытаемся уйти от больших площадей подсолнечника, пробуем и горчицу, и люпин, – рассказывает Алексей Попов. – В этом вот году посеяли кукурузу на зерно. В силу того, что почвы песчаные, сеем много люцерны, спарцета, поскольку эти многолетние травы помогают поддерживать ее плодородие. Сеем и бобовые травы, в целом - от 300 до 400 га.

В основном травы в хозяйстве сеют на семена, которые реализуют за пределами области. Сотрудничает Алексей Попов и с фирмой “Тамбовские семена”.

Конечно, определенные надежды здесь возлагают на то, что с вводом в эксплуатацию Мучкапского семенного завода деловое партнерство можно будет осуществлять и непосредственно в регионе, но пока здесь больше вопросов, чем ответов.

И семена, и удобрения – высокого класса

Конечно, если завод будет снабжать аграриев качественными семенами, то это просто замечательно. В хозяйстве, как правило, высевают 3–4 сорта той же пшеницы, и хранить семенной фонд достаточно сложно: надо, чтобы ни при уборке, ни при подработке, ни при хранении семена не смешивались, иначе качество зерна резко ухудшится. Обеспечить такие условия непросто, поэтому семенной завод – хорошее подспорье для аграриев. Но одним из определяющих факторов предполагаемого партнерства хозяйства с Мучкапским семенным заводом будет цена семенного материала. Хотя правда и то, что хозяйствам сегодня, в том числе и ООО “Чернавское”, нужны хорошие объемы качественных семян высоких репродукций.

Пока же хозяйство в конце года планирует, как и всегда, закупить семена элиты, подрабатывает те семена первой репродукции, которые уже вырастило из элиты.

Семена – лишь одно из условий получения высоких урожаев. Второе – грамотные агротехнические мероприятия. Паров в ООО “Чернавское” немного, не более 10%. Почвы здесь, как уже говорилось, преимущественно песчаные, а содержать чистые пары на песках, во-первых, дорого, а во-вторых, для того чтобы песок перетереть в “пух”, нужно за сезон сделать семь-восемь проходов только культиваторами. Поэтому последнее время вместо чистых паров эти площади занимают культурами-предшественниками. Так, под зерновые сеют тот же подсолнечник – примерно на 90% земель, которые нуждаются в перемене культуры. Само время сегодня подсказывает, что большое количество паров в современных условиях содержать нецелесообразно: и экономически невыгодно, и неэффективно с точки зрения агротехники.

Старая история – диспаритет цен

В этом году Алексей Попов впервые посеял люпин, и хотя выводы пока делать рано, ясно, что панацеей ото всех бед он, увы, не является. И семена очень дорогие, и высев на единицу площади немалый. Уже в первый год посеять большие площади этой культуры получается несколько затратно. А вот в следующем году, получив свои семена, Алексей Борисович планирует увеличить посевы этой культуры. И потому что экономический эффект все же неплох, и оттого что севооборот необходимо разнообразить.

Сегодня, когда наше Центральное Черноземье превратилось, по сути, в зону рискованного земледелия, рассуждает Алексей Борисович, растения особенно нуждаются и в защите от вредителей и бактерий, и во внесении минеральных удобрений. Средства защиты и минеральные удобрения сегодня – одна из основных статей расхода в бюджете хозяйства.

– На моей памяти в последние годы, – возмущается Алексей Попов, – не было такого необузданного темпа роста цен на горюче-смазочные материалы в течение буквально месяца, тем более – во время уборочной страды. Цены же на продукцию сельского хозяйства на рынках сбыта падают уже сейчас. Как будем сводить концы с концами – пока сказать трудно.

Если мы в прошлые годы приобретали много техники, оборудования (и в основном – за свои средства), то в нынешнем году фирмы, с которыми мы работаем по закупке техники, звонят постоянно, а что им сказать – не знаю. Точнее, я знаю, что техника нам очень даже нужна, потребность в ней была и будет, потому что та, которая есть в хозяйстве, устаревает и физически, и морально, но приобрести ее за свои собственные средства вряд ли будет нам по карману.

Каждый изъян – на крестьян?

Те “погектарные” средства, которые, в силу вступления России в ВТО, в нынешнем году введены вместо государственной поддержки сельского хозяйства, как-то нивелировать сумасшедший диспаритет цен, к сожалению, не смогут – они в разы меньше, чем та поддержка, которая оказывалась сельхозпроизводителям государством. В общем, живем по принципу, в свое время иронично озвученному еще Петром Столыпиным: “каждый изъян – на крестьян”.

– И в Европе, и в Америке, – говорит Алексей Борисович, – государство всемерно поддерживает тех, кто кормит страну, производит продукты питания. У нас же, к сожалению, это пока не так. А ведь мы стараемся и зарплаты выплачивать достойные, и хозяйства свои переводить на инновационные агротехнологии, и в социальную инфраструктуру села вкладываем средств сколько можем…

Кто завтра на полях будет работать?

Говорим и о том, что с рабочими руками в хозяйстве, как и в целом в районе, ситуация достаточно напряженная. Молодые люди, конечно же, в ООО “Чернавское” приходят, но их – единицы. А отток идет немалый: и потому, что люди уходят на пенсию либо, к сожалению, уходят вовсе, и оттого, что человеку свойственно искать, где лучше. Вот и срываются мужики кто в Москву, кто в Сибирь на вахту… А люди – ресурс конечный, и если сегодня не работать на его возобновление, то завтра можно оказаться и с техникой, и с хорошо ухоженными полями, но практически без тех, кто будет на них работать.

– Конечно же, – рассуждает Алексей Борисович, – для того чтобы и молодежь на селе оставалась, и люди работоспособного возраста приезжали в село, условия жизни должны быть хорошими. Но и других факторов немало. Вот сейчас в Чернавку вернулись из армии десятка полтора молодых людей. А девчонок их возраста – ни одной. Кто в город учиться уехал, кто – работать. И что им делать? С кем семьи создавать? Да и просто по вечерам, чем, скажите, заняться? Какая-то однобокость получается, а жизнь, с перекоса начатая, и дальше пойдет кривобоко.

Даже парни, которые у нас сегодня работают (а молодых механизаторов у нас едва ли не половина), отработав сезон, чем займутся? Да, за лето они выматываются так, что зимой им уже и не очень хочется работать. Каждый из них обслуживает несколько единиц техники, не успевает с трактора на комбайн пересаживаться в течение сезона. Но не сидеть же всю зиму на печи?

Гендерный вопрос имеет место быть…

В “Чернавском” думали небольшую переработку организовать, может, скооперировавшись с другими собственниками хозяйств. Тогда, вероятно, гендерный перекос можно было бы несколько подкорректировать. Но пока и по деньгам, и по рынку сбыта готовой продукции это “мертворожденная” идея. Люди выращенное на огороде не могут пристроить, не говоря уже о молочной продукции. А Чернавке, говорит Алексей Попов, не просто производство нужно, а такое, где бы женщины были ведущей рабочей силой…

В общем, проблема, которую поднимает Алексей Попов, развернута в несколько неожиданном ракурсе, но ведь на самом деле – селу сегодня не просто нужны люди, нужны они в какой-то очень разумно просчитанной пропорции, это так. Что ж, по-государственному мыслит Алексей Попов, и, думается, найдет он, объединившись с соседями-аграриями, выход из ситуации. Организуют “девичье” производство, и пусть не в нынешнем году, но зашумит Чернавка свадьбами, а там, глядишь, и детский смех зазвенит по улицам. Потому что иначе – иссякнет село народом, появится еще один крест на обочине дороги, оповещающий о том, что жили здесь когда-то люди…

И хотя говорит Алексей Борисович, что найти продуктивную идею небольшого производства на селе сегодня сложно, что все ниши практически заняты, сам он думает о том, что производство в небольших объемах экологически чистых продуктов питания, создание собственного бренда – тот “рычаг”, который в состоянии перевернуть многое в устоявшемся сознании и бытии селян.

Рассчитывать больше не на кого

Тогда и социальные программы, на которые – подсознательно или в полной убежденности в своей правоте – рассчитывают селяне, будет легче реализовывать. Тем более что ООО “Чернавское” – это единственное хозяйство, которое расположено на территории села и Чернавского сельского Совета. Естественно, все проблемы благоустройства сельского поселения ложатся на плечи хозяйства.

– Окашиваем обочины, подсыпаем дороги, грейдируем, – перечисляет “список обязанностей” Алексей Попов. – Школу вот отремонтировали, подготовили к новому учебному году, хотя осталось в ней всего пятеро ребятишек, которые учатся в начальной школе. Но вот дошколят в селе много, так что стараемся сделать все для того, чтобы пусть и начальную, но школу в селе сохранить. Во всяком случаен, пока это возможно.

Начиная с пятого класса школьников возят в Красивку, поэтому вопрос состояния дорог для Чернавки отнюдь не праздный – асфальта-то в Чернавке нет. Но и здесь хозяйство оказывает селу посильную помощь, поддерживает дорогу в проезжем состоянии.

Это при том, что излишка оборотных средств в хозяйстве практически нет, поскольку здесь постоянно что-то строят, реконструируют… В нынешнем году в “Чернавском” построили свою сушилку, которая находится пока в фазе пуска, монтируют охладители – объем работ освоен огромный. И хотя себестоимость продукции вводимое оборудование вряд ли снизит, поскольку дорожают и энергоресурсы, и газ, но уверенность в том, что раньше можно будет выехать в поле, начать уборку, не теряя при этом в качестве зерна, появится. Да и, подработав зерно под нормативную влажность, его можно будет хранить без риска того, что оно в тот или иной момент загорится. Крытый ток в хозяйстве есть, так что, при наличии сушилки, системы вентиляции можно и подождать, пока рынок цен успокоится, чтобы продать выращенное по оптимальной цене.

Где человек родился, там и сгодился…

И все же, несмотря на то, что легким на земле труд по определению не бывает, не торопится Алексей Попов искать “рая” ни на заморских островах, ни в большом городе. Хотя и хочется, конечно, чтобы и хозяйство развивалось планомерно, стабильно, и цены на горючее, удобрения, семена были соразмерны со стоимостью производимой селянами продукции. Чтобы зарплаты были достойными, и труд хлебороба – столь же почетным, как, например, машиностроителя или космонавта. И чтоб селяне были в глазах общества не “колхозники” и “сельпо”, а такие же, как горожане, граждане России. И все же...

– Понимаете, я вырос и живу в Чернавке, и мысли о том, чтобы куда-то уехать из села, мне даже в голову не приходят. Да и кто нас где ждет? У нас даже в то время, когда чуть ли не селами снимались мужики с насиженных мест в Москву на заработки, немногие покинули село. Условия-то там не лучше, это однозначно.

А это значит, что сумели в “Чернавском” создать людям и условия достойные, и зарплаты платят высокие. А главное – уважают в них людей труда, хлеборобов, землепашцев. “И если возникают у работников ООО “Чернавское” какие-то проблемы, – подытоживает наш разговор Алексей Борисович, – всегда приходим на помощь. Ведь все бывает в жизни: и беды, и горести. Но если односельчане друг другу не помогут, тогда – кто?”

И с этим трудно не согласиться.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру