Научит ли единый учебник истории задавать вопросы и искать ответы?

доживем, увидим

Затея создать единый учебник истории не нова. Одним учебником, в том или ином виде развивавшим концепцию «Краткого курса истории», обходились в советское время. Об ужасе перед разнообразием учебников говорили разные политики на протяжении всего постсоветского периода. Однако за время этих разговоров наступила другая эпоха. Ее отличие – не только в новых средствах получения и передачи информации (Интернет похоронил бумажные энциклопедии и уже отобрал у учебника привилегию считаться главным источником знаний), но и в изменившемся понимании того, что такое историческая наука. Зашла речь о создании такого учебника и несколько лет назад, правда, тогда (как, впрочем, и сейчас) нашлось много противников этой идеи. 

доживем, увидим

В феврале текущего года на заседании Совета по межнациональным отношениям президент России Владимир Путин отметил, «что стоит подумать о единых учебниках истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого. И, конечно, нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур».

И, как говорится, сказано – сделано. Министерство образования и науки России разработало и опубликовало на своем сайте концепцию историко-культурного стандарта, в которой четко прописано, что «учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы... Современный учебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников, а учитель должен способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию критического мышления, обучать анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций».

Это, по сути, основополагающая функция учебника, ведь смысл исторического образования не в том, чтобы помнить дату, скажем, Бородинской битвы или взятия Казани, а в том, чтобы уметь поместить это событие в контекст отечественной и мировой истории и в соответствии с этим оценить его роль. Плохому учителю единый учебник, конечно, поможет, а хорошему не будет препятствием. Если вспомнить советское время, когда единый учебник существовал, учитель преподавал то, что, по совести, считал нужным, а не то, что было пропечатано на казенной бумаге с министерским грифом. Он понимал и должен понимать сейчас, что от свободы мышления школьников зависит судьба страны.

Киевская Русь, романовская и советская империи, наша современная страна – одна и та же Россия, одна и та же цивилизация, исторические события которой искажены в большей половине учебников истории, которых на сегодняшний день насчитывается порядка 108 наименований, от которых у школьников, студентов и педагогов мозги «встают врастопырку». Хороший труд по истории должен строиться на преемственности всех предыдущих книг, тогда он будет актуален, потому что будет максимально правдив.

Социологи выяснили, что наибольший интерес к истории проявляют высокообразованные респонденты (72%) и жители средних городов (68%). Большинство наших сограждан (60%) уверены, что оценка исторических событий должна быть единой и неизменной, а их переосмысление недопустимо. Так думают, в первую очередь, москвичи и петербуржцы (68%) и пожилые россияне (66%). Впрочем, почти каждый третий респондент полагает, что написание истории – бесконечный процесс и каждое поколение трактует ее с высоты своих знаний и настроений (31%). Такая позиция наиболее характерна для жителей средних городов (39%) и тех, кто моложе 34 лет (38%). 61% россиян также уверены, что «национальные истории» недопустимы и историческая правда всегда одна. 31% респондентов, напротив, считают нормальной ситуацией, когда одно и то же историческое событие имеет разную трактовку в памяти разных народов.

Опрос показал, что россияне имеют вполне однозначное мнение об учебниках истории для школ: за то, чтобы учебник истории был единственным для всех школ, выступают в основном те, кто очень интересуется историей нашей страны (84%). Одновременное существование нескольких вариантов таких учебных пособий допускают, как правило, те, кто никогда не увлекался историей (18%).

В преддверии нового учебного года в Тамбове прошел круглый стол, на котором преподаватели истории, ученые, директора школ, представители общественных организаций, представители исполнительной и государственной власти обсуждали целесообразность единого учебника истории.

В дискуссии приняла участие доктор наук, профессор, председатель Всероссийского педагогического собрания, член Генерального совета партии власти Валентина Иванова, впервые посетившая Тамбовскую область. Она отметила, что «правительством поставлена задача выслушать позицию учителей истории Российской Федерации в связи с тем, что концепция, подготовленная академиками, учеными без привлечения учителей истории, не дает возможность принять соответствующее сбалансированное и взвешенное решение». Знания, получаемые российскими школьниками, должны быть едиными. В сегодняшних учебниках много пробелов, которые необходимо устранить. Валентина Иванова уверена, что в курс истории необходимо включить параграфы, рассказывающие о первом полете человека в космос, о нобелевских лауреатах, которые составили гордость нашей науки и культуры. Учебников истории не может быть два или три, так же как не может быть нескольких Конституций, подчеркнула Валентина Иванова.

Что ж, судьба единого исторического учебника решится в ноябре текущего года. А пока нам остается только ждать, ждать и верить, что все что не делается – к лучшему. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 14 августа 2013

Заголовок в газете: Единый учебник истории

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру