Российская экономика движется к постепенному переходу на укороченный трудовой режим, однако законодательное вмешательство в этот процесс власти исключают. Такое мнение выразил глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
«Переход к четырехдневной рабочей неделе неизбежен, но происходить это должно естественным образом, без давления сверху», — подчеркнул депутат. Он уточнил, что искусственное внедрение сокращенного графика недопустимо, так как оно может привести к падению доходов работников и экономическим потерям предприятий.
Парламентарий привел пример положительного опыта некоторых компаний, перешедших на дистанционный и гибкий форматы работы после пандемии COVID-19. Некоторые организации ввели четырехдневную или даже трехдневную рабочую неделю, сохранив высокую продуктивность сотрудников и сократив расходы на аренду офисов и организацию рабочих мест.
Тем не менее, Нилов предупредил, что не каждая профессия способна адаптироваться к такому графику. Например, врачи и представители иных специальностей, работа которых требует постоянного присутствия, вряд ли скоро смогут перейти на короткий трудовой график.
При этом инициатором введения короткого рабочего графика стал экс-премьер-министр Дмитрий Медведев, озвучивший идею на международной конференции труда в Женеве в 2019 году. Тогда заявление вызвало бурную реакцию общественности, запустив активное обсуждение перспективы сокращения трудового графика в России.
Сейчас Россия сохраняет стандартный график: граждане проводят на работе 40 часов в неделю с двумя выходными днями субботой и воскресеньем. Однако, судя по всему, времена меняются, и российские работодатели начинают экспериментировать с формами занятости, адаптируясь к современным реалиям рынка труда.