И не столько, и не так
О том, что и когда, а главное – как, изменится в системе начального и среднего профессионального образования на Тамбовщине, мы говорим с председателем Координационного совета, кандидатом педагогических наук, директором ТОГБОУ "Аграрно-технологический техникум" города Тамбова Владимиром Ветровым:
- Владимир Валентинович, скажите, те решения, что были приняты на Совете, смогут ли поменять вектор кадровой политики в АПК, изменить систему подготовки молодых специалистов?
- Главный итог заседания мне видится в том, что намечены пути решения наиболее острых из тех проблем, которые существуют на сегодняшний день в системе начального и среднего профессионального образования региона.
Ведь когда мы начли всерьез разбираться с тем, что сегодня представляет собой система подготовки кадров для рабочих специальностей, то оказалось, что мы готовим и недостаточное количество специалистов-профессионалов, и не всегда по тем специальностям, которые наиболее всего востребованы в регионе. Для региональной экономики, особенно в свете новых инвестиционных проектов, которые запущены в области – а это переработка сельскохозяйственной продукции, строительство животноводческих комплексов, строительство и реконструкция элеваторов, внедрение новых технологий – к сожалению, кадры мы либо совсем не готовим, либо готовим, но очень мало и по технологиям, очень здорово отстающим от жизни.
Нужны новые компетенции
- Но есть же и специальности, что называется, на все времена?
- Безусловно. Но в том, что касается традиционных специальностей, связанных с техникой, тоже не все благополучно: выпускаем специалистов среднего звена вроде бы и много, но работодателей зачастую не устраивает качество их профессиональной подготовки.
- Почему?
- Прежде всего потому, что современная сложная техника, которая сегодня пришла в АПК, требует и новых компетенций. Причем компетенций не только в освоении техники, но и в умении правильно обращаться с этой техникой, выполнять профессионально те установки, которые обозначает работодатель, те требования, которые устанавливают производители техники. Это и понятно – техника дорогостящая, буквально напичканная электроникой, и малейшее нарушение технологий ведет не просто к ее поломке - к большим экономическим потерям. Потому что, если технологии нарушаются, то и конечный результат будет совершенно иным.
Привлекать специалистов-практиков
- Но мы же когда-то гордились системой начальной и средней профессиональной подготовки кадров. Что в ней сегодня разладилось?
- Многие сегодня задаются этим вопросом. Когда же стали анализировать причины, почему так получилось, то их оказалось достаточно много. И ведущая кроется в том, что материально-техническая база, которой располагают учебные заведения системы НПО и СПО, давно уже устарела и физически, и морально. Это и немудрено, поскольку создавалась она еще в 70-80-е годы прошлого столетия, когда в сельском хозяйстве страны функционировала техника иного поколения. Естественно, тот набор техники, тот набор учебно-наглядных пособий, те программные рекомендации, которые еще используются в подготовке учащихся наших колледжей, в большинстве своем не соответствуют действительности. Так что работы здесь – непаханое поле. Нужно заниматься разработкой новых учебных планов, необходимо внедрять новые профессии и специальности, которых у нас пока в системе начального и среднего профессионального образования маловато.
Остается открытой и проблема кадровая: необходимо обучать и переобучать, стажировать те кадры, которые у нас уже работают, и привлекать новых специалистов.
- Откуда, если не секрет?
- Конечно же, желательно привлекать их с производства. В первую очередь – работников сельскохозяйственных предприятий, организаций, которые у нас существуют. Они лучше знают и технологии, и ту технику, которая сейчас есть в АПК. Но сделать это достаточно сложно, поскольку те зарплаты, которые получают высококлассные специалисты на производстве, и те, что есть у преподавателей системы начального и среднего профессионального образования, - мало сопоставимы. По-видимому, нужно экстраординарные меры, которые помогли бы выправить ситуацию.
И зарплаты, и социальные льготы…
- И каковы приоритеты?
- Конечно же, нужно поднимать зарплаты, действительно, необходимо создавать преподавательскому составу комфортные условия для работы, хорошо бы было подумать о социальных льготах.
- Социальные льготы – это…?
- Например, проект, который начинает реализовываться на Тамбовщине, впервые за последние десятилетия – речь идет о строительстве дома для педагогов области, о возможности получить в нем квартиру на льготных условиях. Правда, желающих пока не очень много, может быть, в силу того, что люди не в достаточной мере владеют информацией об этом проекте. Хотя для участников проекта предлагается ипотечный кредит на выгодных условиях.
Активнее привлекать работодателей
- Особая тема разговора на Координационном совете – это состояние учебных заведений системы НПО и СПО?
- Именно. На Координационном совете мы пришли к выводу, что систему управления профессиональным образованием региона нужно в корне перестраивать. Перестраивать под нужды региональной экономики. То есть готовить тех специалистов, потребность в которых в АПК области очевидна, с теми компетенциями, которые устраивают работодателя.
В ходе заседания Координационного совета его участники пришли к выводу: чтобы принимать решение в сфере начального и среднего профессионального образования, недостаточно только управления образования и педагогического сообщества. Необходимо более активно привлекать и работодателей. Последние должны ставить перед системой НПО и СПО задачи по перечню профессий в области подготовки специалистов, и, естественно, помогать образовательным учреждениям этой системы в укреплении материально-технической базы. Государство не может пока финансировать приобретение для профессиональных технических училищ и колледжей той техники, которая эксплуатируется в современном агротехническом производстве. Тем более, что она меняется каждые два-три года. Бюджеты наших учреждений просто не осилят такой нагрузки.
- Да, это должны быть миллионные вложения…
- Уточню: многомиллионные , если помнить, что один свеклоуборочный комбайн стоит 15-20 миллионов рублей, трактор – 4,5-5 миллионов, зерноуборочный комбайн – от 5 до 10 миллионов рублей. Разумеется, ни колледжу, ни, тем более, профессионально-техническому училищу такой стоимости техника не по карману. Поэтому было бы неплохо, если бы работодатели подумали о том, чтобы предоставлять свою материально-техническую базу во временное пользование учебным заведениям и привлекать своих работников для того, чтобы они проводили производственное обучение и стажировку как обучающихся в училищах ребят, так и педагогов.
А еще – вопрос престижа
- Неплохо было бы остановиться и на том, как сегодня поднять престиж учреждений начального и среднего профессионального образования в глазах молодых. Особенно – начального профессионального образования…
- На самом деле, престиж рабочих профессий, и в первую очередь – в сфере АПК, особенно там, где работа напрямую связана с землей, что греха таить, в последние годы очень снизился. И даже если принять во внимание тот факт, что тенденции эти общемировые, что интерес к рабочим профессиям падает везде, это - слабое утешение. У нас же ситуация усугублена и тем, что долгое время зарплаты работников сельскохозяйственных отраслей были гораздо более низкими, чем у работающих в промышленности, и тем, что техника была неудобной, если не сказать – травматичной для человека. Особенно гусеничные тракторы.
Да и тот факт, что инфраструктура села часто была весьма условным понятием, тоже не прибавляла престижа идее закрепления молодых кадров. А следовательно, и выбору профессий механизатора, оператора машинного доения и тому подобного.
- Сегодня что-то в данной ситуации изменилось?
- Прежде всего – материальное благополучие селян. Многие работники АПК получают нынче заплаты, намного превышающие те, что люди в основе своей зарабатывают в городе. Но зарплата – не единственный аргумент «за» село. Техника пришла на поля такая, что молодежи интересно на ней работать. По сути, это же целые компьютерные системы, и профессия механизатора позиционируется в современном АПК как интеллектуальный труд. Да собственно, и механизаторами их сегодня называют все реже и реже. Они – операторы, и это соответствует действительности: ведь для того, чтобы грамотно управлять современными сельскохозяйственными машинами, часто даже знаний специалиста среднего звена бывает маловато. Так что и удовлетворение своей профессией у тех, кто работает на таких машинах, есть, и возможностей повышения образовательного роста, роста карьерного – тоже не занимать.
Ну а девушки?
- В связи с этим позвольте еще один вопрос: насколько выражен гендерный подход в системе начального и среднего профобразования? Вряд ли девушка с дипломом юриста или менеджера, журналиста или музыкального работника поедет в село. Но парням-то не только хлеб растить надо, им же еще и жениться когда-никогда нужно?
- У нас есть множество образовательных программ, призванных готовить специалистов для обслуживания сельской инфраструктуры. Есть же там школы, медицинские учреждения, филиалы районных отделений сбербанков, наконец. Думается, что в наших селах будет развиваться переработка сельскохозяйственной продукции, выращенной товаропроизводителями, будут и специальности, связанные с заготовкой сырья и сельскохозяйственной продукции. И, естественно, нужно готовить предпринимателей в сфере малого бизнеса. А это все – профессии, в которых могут - и должны работать - девушки. И образовательные программы в этом направлении у нас действуют. Допустим, подготовка диспетчера для структуры МЧС, подразделения которой есть и во многих селах, дело весьма занимательное хотя бы потому, что, по новым требованиям, он должен владеть не менее чем двумя языками, уметь быстро и конструктивно оценить ситуацию, прежде чем задействовать «тяжелую артиллерию» в виде вызова спецподразделений из района или области. Так что и для девушек на селе сегодня сыщется интересная, интеллектуальная работа, позволяющая им реализовать свой образовательный и творческий потенциал. Я не говорю уже о специальностях, связанных с обслуживанием населения. Без этого ведь тоже нельзя.
И опять новое – это хорошо забытое старое?
- Скажите, а в наборе обучающихся в нынешнем году появятся новые специальности в системе профтехобразования?
- Непременно. Мы будем запускать специальности, связанные с технологиями производства и хранения сельскохозяйственной продукции, а также ее заготовками.
- По принципу – «все новое – это хорошо забытое старое»? Ведь были же в советскую бытность и заготовители, и учебные заведения, которые их готовили…
- Да, были. Признаю, что профессия заготовителя – интереснейшая, по сути, это стезя малого бизнеса. Потому что человек открывает практически свое дело, а это требует множество компетенций и умений. Профессия заготовителя погибла во времена перестройки и постперестройки, но сегодня потребность в ней ощущается достаточно остро. Если доверять статистике, то до 60-70 процентов от общего объема овощей, молока производится на частных подворьях, где как раз проблема сбыта выращенной продукции – одна из наиболее важных.
- Владимир Валентинович, скажите, насколько рационально распределяются и используются в системе НПО и СПО материальные ресурсы?
- Этот вопрос тоже обсуждался на заседании Координационного совета. На самом деле, ресурсы распределены неравномерно по учреждениям систем профтехобразования, по территориям, по области в целом. Но я думаю, что кластер будет хорошим инструментом для того, чтобы эти ресурсы объединить и перераспределить.
От классно-урочной системы пора отказаться
- Например?
- Например, в области преподавания, когда бы наиболее подготовленные, профессионально состоятельные, грамотные преподаватели могли бы читать свои предметы в различных учебных заведениях. В том числе – и дистанционно. То же самое касается и учебно-материальной базы. У нас созданы два ресурсных центра, так что можно будет перераспределять потоки учащихся, проходящих практику и привозить их на неделю - на две в эти центры, чтобы они прошли качественное производственное обучение на учебных площадках, где есть техника, где есть современное оборудование, есть квалифицированные преподаватели. Хотя и технологии дистанционного обучения не стоит сбрасывать со счетов, когда речь идет о теоретической подготовке наших учащихся. Вообще же, систему обучения с классно-урочной надо перестраивать на более эффективную.
- И как это должно выглядеть методологически?
- Оптимальный вариант - обучение проектного типа, когда учащиеся получают определенного рода задания, в процессе выполнения которых они обучаются. Так, для учебно-фермерского хозяйства создается группа в пять-шесть человек, на которых выделяется определенное количество земли, 20-30 гектаров. Зимой они готовят технику, постигая на практике все премудрости этого процесса, а весной проводят обработку почвы, посевные и уходные работы, - и так до получения конечного результата всего агротехнического процесса. Такой вот практикоориентированный подход к подготовке специалистов начального и среднего звена, может быть, должен превалировать над теорией.
- Мне показалось, что то проектное обучение, о котором вы рассказали, могло бы решить еще одну злободневную проблему НПО прежде всего: его хотя бы частичную окупаемость? Если земля не приносит отдачи, то это, простите, ничем не оправданное расточительство?
- Ну да. У нас земля корректно используется в учреждениях, которые раньше были училищами. И это массивы площадью в полторы- три тысячи гектаров. Проблем есть с землей в Селезнях, где она не служит учебным целям, а обрабатывается совсем другими лицами, не имеющими отношения к системе профтехобразования. Вопрос этот поднимался, и мы будем этой землей заниматься. Не сразу, конечно, потому что для работы на земле нужна техника, а там ее не осталось вовсе. Но сейчас решается вопрос с теми организациями и лицами, которые обрабатывают эту землю, им направлены письма с предложением завершить обработку, и мы наведем в этом вопросе порядок.
Конечно, в рамках бюджетного учреждения очень сложно заниматься производственными вопросами, поэтому, вероятно, нужно менять форму организационно-правовую. Автономное учреждение более соответствует тем целям и задачам, которые стоят перед системой НПО и СПО.
Партнерство решило бы многое
- Вероятно, это могут быть и партнерские отношения частного бизнеса и государственного образовательного учреждения?
- Об этом тоже речь шла на заседании кластера. Появилась идея создавать совместные производственные участки. С точки зрения юриспруденции это – некоммерческая автономная организация. Ее можно создавать, и тогда бы работодатели, сельхозтоваропроизводители могли бы в нее вносить свои ресурсы, получая от этого определенную долю прибыли. Хотя бы в виде подготовки специалистов, это ведь тоже – ресурс, приносящий прибыль. Известно, что вложения в человеческий фактор – самые выгодные. Об этом все говорят, но делается в данном направлении пока еще явно недостаточно.
- Несколько лет назад в тренде было «моделирование» выпускников различных ступеней обучения: модель выпускника школы, модель выпускника вуза…А какой вам видится модель выпускника профессионального училища?
И мифы, бывает, не соответствуют…
- Давайте начнем с того, что в общественном сознании эта «модель» пока явно непривлекательная. Подросток, у которого не заладилось что-то в школе, и серьезно не заладилось, потому что и интерес к обучению, и мотивация полностью утеряны. В итоге – плохонький аттестат, а приобретать профессию надо, и – вот он я, встречайте меня в ПТУ. И пока этот штамп на уровне общественного не сознания даже - а подсосзнания не поменяется, какие бы совершенные модели развития экономики мы не создавали, работать они не будут. Потому что, простите за невольный каламбур, чтобы они работали, нужен высокий престиж рабочих профессий. А созданные стереотипы, мифы тем более, разрушаются нескоро. Если вообще разрушаются.
На самом деле в системе начального профессионального образования мы должны дать основы знаний, умений и навыков в рамках требований учебных программ. Но работодателю нужен высококвалифицированный специалист сразу же после окончания нашего учебного заведения. То есть рабочий четвертого, пятого, шестого разрядов.
- И это выполнимая задача?
- В принципе – да. Но – за определенные деньги работодателя. Чтобы подготовить специалиста такого уровня квалификации, нужна практика. Два-три года хорошей практики. А это невозможно без серьезных финансовых вливаний.
Модель, которая может иметь место в системе НПО – многоступенчатая. На первой ступени – училище, задача которого – дать хорошие базовые знания, отвечающие требованиям не только сегодняшнего, но и отчасти – завтрашнего дня. На втором этапе обучения к системе подготовки специалиста подключается работодатель, который берет на свое предприятие наших обучающихся на стажировку. С хорошей практикой, с оплатой труда, с перспективой трудоустройства. На производстве за будущим молодым специалистом должны быть закреплены наставники, которые передадут ему секреты профессионального мастерства, потому что сам он постигать их будет очень долго, а любая потеря времени в подготовке специалиста – дорогое удовольствие.
Возродить институт наставников
- Слово-то как будто из архива…
- Да, система наставничества у нас тоже оказалась разрушена. А зря. Наставники из числа высококвалифицированных рабочих значительно сократят процесс подготовки молодого специалиста, при этом многократно увеличив его качественную составляющую. К слову сказать, наставником может быть далеко не каждый из высокопрофессиональных специалистов. Одно дело – виртуозно выполнять свою работу, и совсем другое – рассказать толково, как ее надо выполнять, чтобы получилось так же виртуозно.
Сумеем мы выстроить такой алгоритм подготовки – и наши выпускники будут конкурентоспособны и самодостаточны. И не обязательно при наличии высшего образования, хотя перспектива получения его, разумеется, не отменяется. Но и без диплома об окончании вуза – неважно какого, был бы диплом – таким образом подготовленные выпускники сумеют достойно обеспечить и себя, и свои будущие семьи.
- Что ж, пусть все у вас получится!