МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Тамбов

Юрий Томилин. Накануне юбилея...

Народный артист России побывал в редакции “МК в Тамбове”

Нынешний год для народного артиста России, ведущего актера тамбовского государственного драматического театра, лауреата премии имени Марина оказался урожайным на юбилеи. 35 лет назад он получил диплом выпускника Ростовского училища искусств, в эти дни Юрий Владимирович отмечает свой юбилейный день рождения. а в следующем году исполнится 35 лет с того момента, как он пришел в труппу Тамбовского драмтеатра. 35 лет профессиональной деятельности - срок для человека творческой профессии немалый. зА то время, что Юрий Томилин служит в нашем театре, успело поменяться не одно поколение актеров. так что и вспомнить есть что, и ПОВОДОВ размышлений предостаточно. 

Студенческий спектакль - это одно, а сцена театра - совсем иное...

Разговор с актером начинаю с того, что прошу вспомнить, что за эти годы оказалось именно для него, актера с блистательной творческой судьбой Юрия Томилина, наиболее значимым, буквально врезавшимся в память... Понимая прекрасно, что таких вот дорогих сердцу воспоминаний у него должно быть немало.

...В театр он пришел с красным дипломом, но это ненамного прибавляло уверенности выпускнику училища искусств, которому сразу же пришлось играть в ансамбле с маститыми актерами, за плечами которых был и убедительный профессиональный опыт, и знание театра отнюдь не понаслышке... Да что там говорить: профессиональная сцена разительно отличается от студенческих спектаклей. И когда рядом с тобой люди, видавшие виды и переигравшие не один десяток ролей, такой “аргумент”, как диплом с отличием, не очень убедителен. Это начинающий актер Томилин усвоил сразу. И поставил пред собой задачу-минимум: принюхаться к атмосфере, царившей в театре, присмотреться к закулисной его жизни.

На первую премию купил себе костюм...

Здесь нужно упомянуть о том, что к молодым артистам, прибывшим служить в театр, закрепили, как это было принято в советской школе подготовки кадров буквально для любой отрасли, наставника. Юрий Томилин был прикреплен в мастеру сцены, преподававшему в только что открывшемся Тамбовской филиале ВГИКа, Михаилу Жуковскому. Он периодически собирал группу начинающих актеров, которых в ту пору в тамбовском театре было несколько, и обсуждал, как прошел спектакль. В одном из них Юрий Томилин играл пса Гаспара, а Михаил Трофимович - дедушку в спектакле “Сокровище Бразилии”, и после разбирали, что в роли удалось, а что - не очень. По сути, это была так необходимая каждому актеру практическая работа по конкретному образу. Но школа эта продержалась один сезон - а потом то ли молодежь театральная оперилась, то ли наставник понял, что сумел определить вектор развития каждого из них на ближайшую перспективу, а все остальное - их собственная работа над собой.

После пса Гаспара у Юрия Томилина были роль Бумбараша в одноименном спектакле по мотивам рассказов и повести

Аркадия Гайдара и роль Никанора Анучкина в “Женитьбе” Николая Гоголя. За эти три роли актер в 1980 г. - практически в своем втором театральном сезоне на сцене Тамбовского драматического театра - получил первую премию в сто рублей, на которые, как известно тамбовским театралам и поклонникам творчества Юрия Томилина, он купил себе костюм. Ценою в жалованье актера за целый месяц!

Амплуа утвердилось за ним прочно

В Тамбовский драматический театр Юрий Томилин пришел в то счастливое для театра (и, наверное, для актеров тоже) время, когда на сцене блистала целая когорта именитых тамбовских актеров. Безумно талантливых, но и непростых по характеру. С присущими любому таланту амбициями, ревностным соблюдением “ранжира”, легко уязвимым самолюбием и бог весть еще какими “заморочками”. Это только со стороны кажется, что влиться в такой вот коллектив - великая удача. Впрочем, для Юрия Томилина так оно и было: весной он со своими однокашниками по Ростовскому училищу приехал в Тамбов, а осенью того же года труппу театра принял, к сожалению, ныне покойный выдающийся режиссер Анатолий

http://tambov.mk.ru/

Иванов, выпускник курса Анатолия Эфроса. Это была совершенно другая актерская школа, совершенно другой репертуар. После водевилей - сразу “Мы, нижеподписавшиеся” Александра Гельмана, “Тринадцатый председатель” по одноименной пьесе Александра Абдуллина. Собственно, это были культовые пьесы того времени. Свежий взгляд на быт и бытность СССР эпохи застоя, дерзкая новизна остроты поставленных в этой драматургии вопросов и поиски честных ответов на них. Прибавьте к тому столичный уровень режиссуры, и вы согласитесь, что слова о везении молодого актера Юрия Томилина - вовсе не преувеличение.

У Иванова он играл в “Провинциальных анекдотах” Вампилова, в “Иван Васильевич” по пьесе Михаила Булгакова, и, конечно же, это был опыт, который дорогого стоит.

Карьера Юрия Томилина складывалась стремительно и невероятно удачно: большие роли в спектаклях, вошедших в историю Тамбовского драматического театра как его золотой фонд. Эзоп в “Лисе и винограде”, Минька в “Женихах и невестах”, тот же Ануч-кин в “Женитьбе”. За ним прочно закрепилось амплуа комика-буфф. Запоминающаяся внешность, виртуозное владение искусством импровизации и буффонады, и в то же время -потрясающее обаяние, добродушие, какая-то детская наивность. Удивительно, но даже самые незадачливые его герои могут, попадая в самые комичные ситуации, быть смешными, эксцентричными, но никогда - жалкими. По мере того, как рос перечень ролей, сыгранных Юрием Томилиным, формировалось его редкое для современного театра умение быть трагически серьезным в самых комических и даже балаганных ролях (похоже, он знал секрет, как смешить серьезным).

Он говорит об этом без малейшего пафоса: “Просто нет в театре второго актера такой фактуры и роста, я в этом не виноват”. Думается, дело все же в другом: нет сегодня в театре актера такой профессиональной состоятельности, и уж в этом Юрий Владимирович точно “виноват”. Но до чего же замечательная это вина!

Не потому ли целых семь сезонов он играл в “Декамероне”, собирал аншлаги в “Игре любви и случая”?! Тамбовские старожилы театра до сих пор вспоминают эти спектакли, спрашивают: “Есть ли у вас что-то подобное сегодня?” Увы...

Несыгранная роль тоже дорогого стоит

Г оворим о сыгранных Юрием Томилиным ролях, а мне приходит на память банальная, в общем-то, истина о том, что от смешного до великого - один шаг. В том смысле, что по мере того, как взрослел актер, роли, сыгранные им, при всей их комической фактуре становились все более глубокими, утверждающими, порой вопреки авторскому замыслу, общечеловеческие ценности. Трагическими даже.

И предпосылки к этому были еще в пору его ученичества в Ростовском училище искусств. На студенческой сцене Юрий сыграл и короля Лира, и Гамлета. В 1990 году он был назначен на роль Гамлета в Тамбовском драматическом театре, уже и начал репетировать, но режиссеру, который должен был прийти на место Анатолия Иванова, не дали квартиру, и Гамлет в исполнении взрослого Юрия Томилина не состоялся.

Такого вот “несостоявшегося” в его актерской жизни достаточно, и все это -потери, которые могли бы заставить опустить руки человека менее оптимистичного и деятельного по натуре, чем Юрий Владимирович. Представьте только -Леонидом Шаловым затевалась постановка спектакля по “Идиоту” Федора Достоевского, где Томилина прочили на роль князя Мышкина - роль, после которой любому актеру и умереть не жалко. А тут еще намечался дуэт с Виктором Степановым, который должен был играть Рогожина, - и вновь незадача. Вследствие тяжелой болезни Леонид Александрович от руководства театром потихоньку отошел, мноние творческие планы так и остались планами.

Андрей Лапиков в 1993 г. приступал к постановке “Бориса Годунова” по пьесе Александра Пушкина, в которой Юрию Томилину (опять в творческом тандеме с Виктором Степановым - Борисом Годуновым) предстояло сыграть Лжедмитрия. И тоже актеры уже репетировали - и опять не заладилось. Не у актеров - у руководства театра. Спектакль закрыли еще до его выпуска - что за фатальная ситуация!

Правда, у Лапикова Юрий Владимирович сыграл Ушастого в спектакле «“Две стрелы”, и это было чем-то вроде компенсации за Лжедмитрия. Очень хороший получился спектакль, и роль была замечательной. Она и сегодня - одна из любимейших у Юрия Томилина.

Об иных ролях еще мечтается

И все же нет худа без добра, как верно гласит народная истина. И сыгранное, и, может быть, в большей степени несыгранное в ту пору стало вехами на пути к моноспектаклю Юрия Томилина “Русскш актёръ.

Бюграф1я”, который стал его очевидной творческой удачей. Это трагикомическая история, в которой всякое намешано. Буквально на прошлой неделе Юрий Владимирович вернулся из Москвы, где выступал в Центральном доме актера. Его попросили вновь представить этот спектакль, и актер буквально до слез был тронут, когда к нему подошли несколько москвичей и рассказали, что еще в 2006 г. они были на этом спектакле и спустя семь лет, узнав, что приехал Томилин, опять пришли посмотреть полюбившуюся им историю русского актера. Юрий Владимирович признается, что очень любит играть этот моноспектакль, и многие зрители подходят после спектакля и говорят, что именно такой им и видится судьба русского актера со всеми его печалями и радостями.

Внимательный читатель не может не задуматься над тем, что роли, которые сыграл Юрий Томилин, и те, к которым он волею случая приблизился настолько, что успел погрузиться в атмосферу чуть тревожного ожидания, когда до осуществления заветной актерской мечты - вот оно, рукой подать, часто ставят его в ситуацию сравнения с великими: то с Золотухиным, то со Смоктуновским, не говоря уже о знаменитом комике-буфф Василии Живокини... Сам актер говорит, что никогда в жизни над этой темой не задумывался. Нет, конечно, он мечтал и мечтает о ролях - таких, например, как Хлестаков в “Ревизоре” Николая Гоголя или чеховский дядя Ваня. Его даже хотели пригласить в один из российских театров на роль чеховского героя, и тогда, готовясь к этой роли, он собрал целую коллекцию фильмов и российских, и зарубежных по пьесе Антона Чехова “Дядя Ваня”. Но и этот проект не состоялся. Хотя мечта о роли все еще жива.

У актера есть свои секреты

Говорим и о моноспектаклях Юрия Томилина. Проработав многие годы в школе, прекрасно знаю, сколько усилий требуется, чтобы удержать внимание класса не криком и руганью, а красотой русского слова, яркостью эмоций, которые оно может разбудить в человеке, напряженностью размышлений, на которые оно сподвигает... А тут больше часа актер один на один со зрительным залом, где не одна сотня людей, по-разному ощущающих театр, далеко не всегда настроенных на активную работу мысли, не говоря уже о душе. Каким секретом владеет актер, если зал эти час двадцать внимает ему, затаив дыхание?

- Секрет этот ши роко известен в театральной среде, - сбивает меня с патетики мой собеседник. - И старые актеры рассказывали, когда я учился в ГИТИСе, и в мемуарной литературе XIX века читал (кстати, мемуары - любимый вид чтения Юрия Томилина), что с Михаила Щепкина пошло предание, по которому актер, стоя за кулисой перед своим выходом на сцену, должен вдохнуть как можно больше воздуха. Чтобы, выйдя из-за кулисы, выдохнуть его, тем самым передавая зрительному залу свою энергетику, свою ауру. У актеров императорского русского театра не было знания фэн-шуя, прочих восточных философий, но они были уверены - чтобы роль не завалить, нужно, поделившись с залом своей энергетикой, мысленно сказать зрителям “здравствуйте”. И тогда не видимые взору нити обязательно свяжут тебя со зрителями. Юрий Томилин верит в это предание и каждый раз, выходя на сцену, мысленно здоровается с теми, кто пришел на его спектакль. И этот прием ни разу, признается актер, ни разу его не подводил.

Кто-то из актеров крестится перед выходом на сцену, кто-то садится на листочки с ролью, если они, не приведи господь, упали на пол, а он вот делится с почитателями искусства Мельпомены теплом своей души. Да, актеры - народ суеверный, соглашается со мной Юрий Владимирович. И тем не менее, когда я его спрашиваю, какая примета для него счастливая, задумывается: “Даже и не знаю... ”

Не останавливаться на достигнутом

Размышляет народный артист Юрий Томилин и о том, что для артиста важно не останавливаться на достигнутом. Впрочем, для Юрия Томилина этот вопрос вряд ли актуален. От из тех, кто учится всю жизнь. И в вузовских аудиториях, и - в еще большей степени - читая и мемуары, и специальную литературу, и классику, особенно русскую. Если быть искренним, то не все его понимают. Достиг всего, что только возможно для актера провинциального театра, любим публикой, уважаем режиссерами и дирекцией театра, авторитетен среди коллег - куда же еще стремиться, какие монбланы покорять?

А он стремится. И - покоряет. И потому ему порой очень непросто играть - в тех случаях, когда по разным причинам, но не складывается актерский ансамбль на сцене. Когда гораздо выше он, чем его партнеры, - по отдаче, по единомыслию, по пониманию того подтекста, что заложен в роли. Непростая это проблема, и много содержит в себе аспектов - и этических, и профессиональных.

Равно как и о том, что актер в силу специфики своей профессии обязан трепетно относиться к слову, тем паче - к слову художественному.

Да, вопросов, на которые нет пока ответов, в разговоре возникло немало. Например, “эффективный контракт”, который отныне будет заключать с артистом работодатель. Что это такое, в чем мера эффективности и кто ее будет определять, кому дано будет решить, за кого именно из труппы “проголосовал рублем” зритель?

Но это - тема совершенно другого разговора..._ 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах