Россия – для православных?
Предмет, который должен дать всё, что не дает семья и не может дать улица, состоит из шести блоков: “Основы православной культуры”, “Основы исламской культуры”, “Основы буддийской культуры”, “Основы иудейской культуры”, “Основы мировых религиозных культур”, “Основы светской этики”. По логике авторов, родители могут выбрать то, что, по их мнению, более нужно ребенку.
Идея хорошая, но с реализацией на местах не все обстоит так просто. Для четырех блоков нужно как минимум четыре квалифицированных педагога, а с квалифицированными преподавателями в школах и так дело обстоит не очень хорошо. Педагоги должны учить, а дети учиться, опираясь на методически грамотную литературу. Всего по стране для эксперимента планируется напечатать 123 тысячи учебных пособий по основам светской этики, 83 тысячи – по основам православной культуры, 58 тысяч – по основам мировых религиозных культур, 37 тысяч – по основам исламской культуры, 14 тысяч – по буддийской культуре и 12 тысяч – по иудейской. Но до регионов эти пособия еще не дошли. Не хватает свободных кабинетов, да и просто желания организовать соответствующий образовательный процесс для всех детей, независимо от конфессиональной принадлежности или отсутствия таковой. Поэтому в школах в основном преподается только один из блоков курса – “Основы православной культуры”.
Это, конечно, проще. Русских в России пока еще подавляющее большинство, а они по определению считаются православными. А что родители церковь в лучшем случае на Пасху посещают (и то не каждый год) и постов не соблюдают – так образованные дети это исправят. Православие – проверенная временем национальная идея для России: хороший вариант при отсутствии чего-то еще.
Внедрение курса “Основы православной культуры” в школах связано еще и с общественной деятельностью первой леди нашей страны – Светланы Владимировны Медведевой, члена попечительского совета программы “Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России”, созданной по благословению тогдашнего патриарха Алексия II.
Первая леди пропагандирует православие, которое почему-то считается единственным способом повышения духовно-нравственной культуры, в то время как ее муж говорит о толерантности, подчеркивает многонациональный состав России и необходимость формирования мультикультурного общества. Позиция президента логична: Россия – многонациональная страна, сейчас почти в каждом классе есть неславянские дети. Но неужели всем им, с точки зрения Светланы Владимировны, нужно изучать “Основы православной культуры”?
Экспериментальная область
Тамбовская область вошла в число 19 регионов, в которых проводятся занятия по курсу “Основы религиозной культуры и светской этики”. Центр религиоведческих исследований ТГУ им Г.Р. Державина провел независимое исследование вопроса: в пользу каких предметов блока делают выбор тамбовчане? За “Историю религий” и “Основы религиоведения” высказался 41% опрошенных, за курс “Основы православной культуры” – 33%, при этом 12,6% ответили, что подобных курсов вообще не должно быть в школе. Приблизительно такие же цифры изначально называли чиновники городского Комитета по образованию на заседании Совета по связям с религиозными организациями при главе г. Тамбова. Однако уже через несколько месяцев представители Управления образования по Тамбовской области сообщили другие цифры: 80% родителей высказались за курс “Основы православной культуры”. Почему за такой короткий срок так изменились пристрастия тамбовчан?
– Мы постоянно общаемся с учителями школ и родителями, – говорит кандидат философских наук, директор Центра религиоведческих исследований ТГУ им. Г.Р. Державина Татьяна Пронина. – Последние, скольких мы ни опрашивали, отвечали, что не принимали участия в опросе. Учителя же делились информацией, что заполнение анкет носило формальный характер: утром дали анкеты – к вечеру их нужно было сдать заполненными. Сколько при таком подходе можно охватить родителей?
– Я православная, – говорит Марина Викторовна, мама ученицы гимназии №7 г. Тамбова. – Но я против изучения в школе “Основ православной культуры”. То, что нужно знать православному ребенку, мой сын узнает дома и в воскресной школе. Я не доверяю светскому преподаванию этого предмета.
Подобной точки зрения придерживается и сама православная церковь. Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии, считает, что в преподавании “Основ православной культуры” большое значение имеет личность учителя, который может сыграть не только положительную роль, приобщая детей к вере, но и отрицательную, если он далек от духовно-нравственного идеала. С ним соглашается и отец Иоанн, архиерей, священник церкви св. Лазаря г. Тамбова.
– Очень важный вопрос – подготовка учителей, – говорит он. – Основы православной культуры – это сложный предмет, и простой историк или филолог не сможет вести его должным образом, если не пройдет специальную подготовку. Эта подготовка должна быть долгой, серьезной, основательной.
В ТГУ есть отделение религиоведения, где готовят специалистов с высшим образованием. Цифры по количеству подготовленных в университете религиоведов Управление образования в Москву отправило в подтверждение полной кадровой обеспеченности курсов на Тамбовщине – это стало одной из причин приобщения области к эксперименту. Однако, по словам Татьяны Прониной, профессионалов-религиоведов просто не пускают в школы по причине предубежденности представителя Тамбовского епархиального управления, который курирует реализацию этого проекта. Он подозревает религиоведов ТГУ в “безбожничестве” и заявил, что не допустит их в школы. При этом курс “Основы православной культуры” продолжает позиционироваться как светский.
667 учителей из всех школ области в течение марта занимались в Институте повышения квалификации. А 44 человека отучились на девятидневных курсах в Москве. Разумеется, это слишком короткий срок, чтобы освоить и содержание незнакомого курса, и методику его преподавания. Как сообщила Ирина Клемешова, зав. кафедрой управления развитием образовательных систем Тамбовского областного института повышения квалификации, изучение курса приводило к переоценке собственных ценностей и мировоззрения. И если такое происходило с взрослыми образованными людьми за короткий срок, то каким может быть влияние курса на детей?
Конечно, можно представить, что, впитав православную идеологию, четырехклассник научит этому родителей и ребят во дворе, и в России таким образом резко повысится духовность. Однако такой вариант представляется утопичным. Более вероятно, что полученные им знания вступят в противоречие с нормами семьи и содержанием других школьных предметов, и вместо сформированного нравственного стержня мы получим кашу в голове. А если ученик не примет близко к сердцу то, чему его учат на “Основах православной культуры”, то зачем вообще нужен этот предмет?
То ли еще будет
Это только начало. Идут разговоры о духовно-нравственном воспитании в детских садах. Губернатор Тамбовской области Олег Бетин заявил еще в начале этого года о необходимости ввести должность завуча по духовно-нравственному воспитанию в школах. Почему духовно-нравственное воспитание отождествляется с православием?
– Я считаю, что нравственный закон должен формироваться независимо от религиозной принадлежности, – говорит инженер Леонид Сергеевич. – Я учу своих детей поступать этично не из-за боязни Бога, а в соответствии со своими нравственными принципами. Но в школе, в которую ходит моя дочь, большинство проголосовало за “Основы православной культуры”, хотя лично я о таком голосовании ничего не слышал.
Леониду Сергеевичу не хочется, чтобы его дочь интересовалась у родителей, почему в доме нет икон и когда они всей семьей пойдут в церковь. Можно, конечно, в очередной раз вспомнить, что преподавание “Основ православной веры” – светское, но дети еще плохо чувствуют такие нюансы.
Способна ли вообще школа, которая уже давно не является авторитетом для учеников, заниматься воспитанием? Учителя с нищенской зарплатой, конечно, можно считать примером нравственного подвига, но много ли таких учителей? Чему послужат занятия по изучению православия – восстановлению духовности или обострению национально-конфессиональных конфликтов?
– Когда мы собирались в консультативном Совете по связям с религиозными организациями при главе города Тамбова, то я выступил и задал вопрос: “А не кажется ли странным, что в городе, где проживают более десяти тысяч мусульман, всего только восемь учеников по решению их родителей стали изучать “Основы ислама”?”, – рассказывает Аркадий Фарба, член Общественной палаты Тамбовской области, архитектор, председатель Тамбовской еврейской общины. – Четкого ответа от людей, отвечающих за внедрение этого курса, я тогда не услышал, но для себя я знаю ответ. Люди других вероисповеданий посчитали, что выбор изучения основ их религии может оказаться чреват последствиями. Представьте, каково будет слышать ребенку от сверстников: “Вот мы изучаем основы православия, а ты почему нет? Ты не такой, как все! Ты не похож на нас, а значит – ты чужой”.
О каком воспитании толерантности и строительстве мультикультурного общества может идти речь, если уже в школе закладывается основа для разделения граждан одной страны по конфессиональному признаку?
Православие всегда было опорой для власти. Но опыт предыдущих эпох нужно переносить на современные реалии. Конечно, духовность повышать надо – хотя со значением этого термина далеко не все ясно. Но попытки сделать это через систему, не пользующуюся уважением ни учеников, ни их родителей, насадить по указке сверху “часы духовности” приведет как минимум к противоположным результатам.