Дело прошлое
От имени правительства о замене транспортного налога на бензиновые акцизы в мае прошлого года впервые заговорил вице-премьер Сергей Иванов на заседании Правительственной комиссии по транспорту и связи. Звучало логично и социально привлекательно: “…Новая система будет объективнее. Ведь тем, кто редко ездит на машине, приходится платить налог наравне с активными автовладельцами и даже профессионалами… Те, кто пользуется своим железным конем один раз в неделю, будут платить меньше”.
“Точно-точно”, – закивал хребет электората – пенсионеры. И мысль о повышении акцизов прокатила.
И лишь немногие пессимисты вскоре прислушались к мнению Алексея Кудрина. Глава Министерства финансов осторожно предложил отходить от транспортного налога поэтапно: “О темпах введения акцизов и отмены транспортного налога сейчас говорить рано”. По предварительной оценке Минфина, для компенсации отмены транспортного налога, который в экономически тяжелом 2009 году дал стране твердых 62 миллиарда рублей, нужно повысить акцизы на ГСМ примерно в два раза.
В общем, благая идея воплотилась, как всегда, наполовину: акцизы, хотя и не так резко, но повысили, а вот транспортный налог остался. Правда, некоторые регионы под давлением избирателей все же ввели разнообразные льготы: пенсионеры и владельцы малолитражек мощностью до ста лошадиных сил во многих из них освобождены от транспортного налога вовсе. И власти умудряются строить и содержать приличные дороги…
У нас история другая. У нас берут миллиард рублей в долг на строительство дорог. Причем конкретно: на создание подъездных путей к новым (еще не построенным) инвестиционным объектам.
Дело хорошее. Но дороги эти будут оплачены из кармана именно населения, хочет оно того или нет.
А двести миллионов из этого миллиарда, по словам губернатора Олега Бетина, пойдут на реконструкцию улицы Карла Маркса в областном центре после перекладки теплотрассы. Тоже нужное начинание, и в первую очередь – для автомобилистов. Но не великовата ли нагрузка для дедушки, который свою “копейку” из гаража выгоняет два раза в год – на дачу съездить...
Дорогое удовольствие
Но давайте, как говорится, выслушаем и другую сторону.
Ничего плохого для народа наши власти не замышляют, хотят ведь, как лучше. Вот только… Миллиард-то кредитный. А значит, во-первых, давался под жесткие условия софинансирования региона, которому взять свою долю негде, кроме нашего кармана. А во-вторых, давался в долг с процентами и всеми прочими накрутками и наварами, именуемыми на финансовом языке “обслуживанием”. На это “обслуживание” прошлых долгов мы с вами (налогоплательщики) и теперь ежегодно выкладываем миллионы, а будет больше.
Построят те “новые производственные объекты” или нет – еще неизвестно. Но деньги на дороги уже заложены в бюджет, а посему снимать с крючка налогоплательщиков никто не собирается. Ведь транспортный налог с рядовых автовладельцев дает областному бюджету двести миллионов рублей в год. Причем самых верных – наиболее добросовестно выплачиваемых.
С малоимущего народа у нас вообще брать деньги легче всего. Заплатит, хоть и прослезится. Отдаст последнее, но в тень не уйдет. Недоест, но будет штурмовать с квитанцией в руке очередь в сберкассу.
Глава регионального Финуправления Любовь Третьякова, когда депутаты Областной думы застенчиво намекают ей, что население не должно платить за частные дороги, возражает: “Они же (автовладельцы, то есть) платят всего по двести-триста рублей!”
То ли лукавит Любовь Петровна, то ли заблуждается, но автовладельцы отдают совсем другие деньги. Транспортный налог исчисляется по 10 рублей за одну лошадиную силу при мощности до 100 л.с. Выше – уже по 15 рублей за каждую впряженную единицу.
Даже непрофессиональному финансисту нетрудно подсчитать, что средняя “народная” легковушка мощностью в 75–90 лошадиных сил обходится своему владельцу в 750–900 рублей в год.
А владелец бюджетной иномарки, мощность которой лишь на несколько “лошадей” превысила заветную сотню, понесет в сберкассу уже 1500–2000 рублей. И только пенсионеры платят вдвое меньше.
– Альтернативы нет! – решительно обрубает разговор о возможных льготах для автолюбителей главная управляющая региональной казной.
“А олени – лучше!”
Зато шанс выпросить помилование у суровых налоговиков есть у владельцев мотоциклов.
Их, по данным ГИБДД, в регионе – легион. Даром что большинства формально существующих железных коней “за древностию лет” давно нет в природе, а у многих ныне здравствующих, напротив, нет никаких документов. Налоговые органы исправно продолжают слать квитанции наследникам во втором и третьем поколении, накручивать на них пени и даже возбуждать судебные преследования тех, кто упрямо настаивает, что о наличии у двоюродного дедушки трофейного мотоцикла знает лишь по семейным преданиям.
К подобным трудностям налоговикам не привыкать. Вот только налогооблагаемая база невелика. А проще говоря, овчинка выделки не стоит. Мощность стареньких мотоциклов – всего 50 лошадиных сил. Расходы на судебные издержки, работу участковых и приставов такими барышами не покроешь.
Вот почему на возможность мотоциклетной амнистии финансовые власти смотрят уже более благосклонно. Но до реальных шагов в этом направлении пока так и не дошло.
Да и к чему спешить, когда всего несколько дней назад на прямую просьбу межрегиональной общественной организации автомобилистов “Свобода выбора” отменить-таки транспортный налог для граждан, Владимир Путин ответил буквально следующее: “Давайте не сейчас обсудим, а потом можем вернуться и поручение дать министерствам посчитать”.