Тамбовский бивуак признан лучшим в гонке «Шелковый путь»

беседуем с депутатом областной Думы, давним поклонником авторалли и другом организаторов «Шелкового пути», Владимиром Топорковым

В одном из номеров «МК в Тамбове» мы, рассказав о ралли «Шелковый путь», маршрут которого впервые пролег через Тамбов, пообещали встретиться с нашими земляками, имеющими к нему непосредственное отношение. 

беседуем с депутатом областной Думы, давним поклонником авторалли и другом организаторов «Шелкового пути», Владимиром Топорковым

Организаторы «Шелкового пути» – люди-легенды

– Как давно сформировался Ваш интерес к ралли? Почему именно Вам было поручено заниматься всеми организационными вопросами, связанными с прохождением гонки по тамбовской земле?

 

– Мой интерес к ралли «Дакар» насчитывает как минимум лет десять. Я много раз присутствовал на гонках Париж – Дакар, был свидетелем становления российского ралли «Шелковый путь». Много лет дружу и с Володей Чагиным, и с Семеном Семеновичем Якубовым – человеком, который организовал гонку «Шелковый путь», а много раньше – команду «КАМАЗ-мастер». Якубову удалось недостижимое – он создал лучшую в мире гоночную команду грузовиков, в которой присутствует уникальное сочетание высокого профессионализма и запредельной смелости, помноженное на мужество гонщиков и чувство плеча. На базе «КАМАЗа» Якубовым был создан научный центр, при котором и действует команда «КАМАЗ-мастер», где буквально каждый участник команды – из категории штучных. Сам Семен Семенович – не только талантливейший организатор, но и легендарный гонщик: на его счету победы во многих гонках («Мастер-ралли – 96», «Дезерт челендж 1999, 2001, 2002», «Париж – Дакар – Каир 2000», «Баха Италия – 2000», «Оптик 2000 Тунис 2000», «Аррас – Мадрид – Дакар 2002», «Телефоника-Дакар 2003, 2004», «Лиссабон – Дакар 2006») призы («Оптик 2000 Тунис 1997», «Париж – Дакар 1999», «Дезерт челендж 2000»). Он является чемпионом России, заслуженным мастером спорта и заслуженным тренером России. Без преувеличения можно сказать, что Семен Якубов – настоящая легенда современности, профессионал, каких немного, для которого слова «честь» и «спортивное братство» – отнюдь не пустой звук.

Володя Чагин, которого весь мир автогонщиков уважительно зовет «львом пустыни», – еще один уникальный гонщик. Он пришел в авторалли, пройдя все этапы профессионального становления – начиная с автомеханика и заканчивая главным пилотом экипажа. Он выигрывал «Дакар» семь раз, и это надо ценить. Потому что есть гонщики, которым удается пройти весь путь «Дакара» до самого финиша. И это – крутые мужики. Есть гонщики, которые выиграли «Дакар» хотя бы единожды, – и это легенды автомобильного спорта. Гонщик же, победивший на «Дакаре» дважды, – это суперлегенда.

Владимир Чагин выигрывал «Дакар» семь раз. И одно это уже ставит его автоматически в когорту людей-суперменов. Если с Володей идти по Парижу, то практически каждый второй житель столицы мира знает его в лицо, подходит, чтобы сфотографироваться с мировой знаменитостью, взять у него автограф. В России же он, к сожалению, не настолько известен.

Гонщиков Тамбов встречал тепло и сердечно

И это – еще один, весьма актуальный повод как можно больше регионов включать в маршрут гонки «Шелковый путь». Тем более что ландшафтное разнообразие России вполне позволяет проводить гонки подобного уровня и класса во множестве территорий страны.

– Насколько Тамбов был готов принять авторалли мирового уровня?

– Знаете, и географически, и организационно мы к этому были готовы еще в прошлом году. Но тогда что-то не сложилось. В 2013 г., в процессе подготовки к юбилейной, пятой, гонке Булат Янборисов, один из организаторов ралли, не раз бывавший в Тамбове, не понаслышке знающий, насколько красивы и интересны наши ландшафты, предложил первой точкой гонки сделать Тамбов. Это предложение органично вписалось в концепцию «Шелкового пути» – каждый год расширять географию авторалли, создавая новые маршруты по территориям России, еще не принимавшим у себя авторалли.

Идея по поводу Тамбова как отправной точки гонки была поддержана другими членами оргкомитета, и дальше стояла задача скоординировать все действия между организаторами и властью Тамбовской области. Со стороны последней инициативу в свои руки взял первый заместитель главы администрации области Александр Сазонов. На высочайшем уровне была организована работа всех служб – от МЧС и полиции до служб медицинских, включая бригаду Центра медицины катастроф, за что первому заместителю главы администрации области глубоко благодарны все, кто учавствовал в этом действе. В организации бивуака на базе «Челнавская» огромную помощь оказал заместитель главы администрации города Тамбова Алексей Поздняков. Наша задача заключалась в том, чтобы первую стоянку гонщиков сделать не просто комфортной – она должна была быть красивой, яркой, незабываемой.

Дело в том, что раллийный отрезок гонки начинался от Тамбова, и, по сути, в первый ее день хотелось подарить всем участникам настоящий праздник. Как все происходило, тамбовчане видели собственными глазами. Думаю, было вполне очевидно, что мы старались все предусмотреть, старались, чтобы все получилось на высшем уровне. И, надо признать, итоги нас порадовали: после того как гонка завершилась, ее участники однозначно признали, что бивуак в Тамбове стал лучшим изо всех четырех стоянок, предусмотренных форматом ралли.

Тамбов имеет все возможности стать отправной точкой авторалли

– Есть ли надежда, что тамбовчане в следующем году увидят не только гонщиков, но и само ралли «Шелковый путь»?

– Время покажет. Пока же могу сказать, что уже сейчас разрабатывается сценарий следующей гонки «Шелковый путь» и предлагается маршрут, первой точкой которого будет вновь Тамбов. Насколько я осведомлен, вообще стоит вопрос о том, чтобы, каким бы ни был маршрут «Шелкового пути», начиналось ралли именно в Тамбове. Считаю, что это – общая заслуга оргкомитета, который принимал «Шелковый путь» на тамбовской земле. В этом смысле мы большие молодцы, потому что произвели такое хорошее впечатление. То, что работа по встрече гонщиков в Тамбове была поддержана на уровне губернатора, что многие облеченные властью люди в этом участвовали, свидетельствует о том, что самое серьезное отношение к гонке было продемонстрировано со стороны и нашей власти, и горожан, горячо приветствовавших участников ставшей за пять лет своего существования поистине легендарной гонки. И то, что Тамбов имеет все возможности стать отправной точкой «русского Дакара», я думаю, вполне достойный результат наших общих усилий и стараний.

– Владимир, скажите, Вы преодолели вместе с участниками ралли весь маршрут?

– Вероятно, я разочарую своим ответом часть читателей «МК» в Тамбове», но по всему маршруту гонки я не поехал. Когда утром следующего за бивуаком дня гонщики выехали на старт первого этапа, моя миссия была завершена. Я с облегчением выдохнул и дальше уже, как страстный поклонник этого ралли, ждал результатов гонки. Дело в том, что команда «КАМАЗ-мастер» – это все мои близкие друзья, и, конечно же, я желал им победы, болел за них. А то, что Тамбов признан лучшим бивуаком, закономерно: на этот результат мы и работали.

Такое надо видеть своими глазами!

– Как опытный и знающий, в чем суть дела, внесите ясность: тамбовский этап был чистой воды лиазоном или же гонка началась уже на тамбовской земле?

– Нет, Тамбов не был чистой воды лиазоном. Именно на территории Тамбовщины гонщикам предстояло преодолеть наши среднероссийские черноземы. Надо сказать, что «дакаровским» прериям и саванне, вероятно, было грустно сравнивать себя с теми испытаниями, которые гонщики выдержали на нашем прекрасном российском бездорожье, когда пришлось буквально прорываться сквозь плотную завесу пыли.

Кстати, есть предположение, что в следующем году на территории Тамбовской области будет организован первый зачетный этап ралли. Этот вариант уже прорабатывается. Это будет зрелищно, захватывающе, и судя по тому, сколько поклонников ралли собралось на площади Ленина в нынешнем году, зрителей соберется немало. Это при том, что в тамбовчане в этом году мало представляли себе масштабы «Шелкового пути»: ну да – гонка, ну, приедут какие-то машины. Кто же знал, что приедут ТАКИЕ машины! Двести грузовиков с гоночным апгрейдом на одной поляне – зрелище не для слабонервных. И почти тысяча человек участников, среди которых едва ли не все звезды Дакара, – это тоже не скоро забудется. Четыре вертолета, обслуживавших гонку, масса журналистов из разных стран мира тоже впечатлили.

Естественно, к следующей гонке будет совершенно другое отношение тамбовчан. Думается, людей, которые проявят к ней интерес, будет гораздо больше. Вполне возможно, что тамбовчане выставят и свой гоночный экипаж. Во всяком случае, талантливые гонщики в классе легковых автомобилей у нас есть. Тем более что такая опция заложена в сам формат соревнований – популяризировать автоспорт на всей территории России. И пусть это будет даже не борьба за результат, просто в составе гонки проехать – уже престижно для имиджа автомобильного спорта региона.

Кумиров для наших мальчишек следует искать среди гонщиков

– Вы сказали о возможности того, что в следующем году первый этап гонки может состояться в нашей области. А насколько ландшафт региона позволяет делать такие предположения?

– На все сто процентов. В Тамбовском районе есть нормальный ландшафт, соответствующий всем требованиям трассы такого рода гонки. Так что проведение первого этапа следующей гонки в Тамбове – вовсе не утопия. Но все будет более или менее ясно уже после очередного «Дакара».

Вообще же хочу заметить, что «Шелковый путь» – очень правильный и позитивный пример того, в какой сфере можно найти точку приложения сил молодых, куда им направить свою энергию. Ведь все участники сегодняшней команды «КАМАЗ-мастер» (а это больше пятидесяти человек) в свое время, мальчишками еще, азартно гоняли на картингах. И это мальчишеское увлечение переросло в дело жизни взрослых, состоявшихся в спорте мужчин.

Я считаю, что как можно больше людей должны смотреть ралли «Дакар» и «Шелковый путь», потому что даже простые наблюдения за мужеством и отчаянной храбростью российских гонщиков, их верностью кодексу чести способны изменить самооценку и приоритеты в ценностях жизни не только подростков, находящихся на распутье. Особенно – при наличии таких героев, как Владимир Чагин, который для многих поколений российских мальчишек может стать кумиром. Как, например, Шумахер.

Кстати, немногие знают, что семикратный победитель «Формулы-1» подарил золотые часы Владимиру Чагину, семь раз поднимавшемуся на верхнюю ступень пьедестала почета, в знак признания того, что это – величайший гонщик современности.

Быть ли тамбовской школе картинга?

– И последний вопрос: в Вашей родной Сосновке, где сегодня есть уже замечательный каток, а не столь давно был открыт физкультурно-оздоровительный комплекс, появится ли свой картинг-клуб?

– Пока ближайшее событие в спортивной жизни сосновцев – большой праздник единоборств «Атмановские кулачки», очень яркое и зрелищное действо, которое, по традиции, проходит 23–24 августа в селе Атманово. Празднику без малого четыреста лет, мы собираем на него огромное количество мальчишек со всей нашей области, включая и курсантов кадетских школ и корпусов, и просто ребят-спортсменов.

Что же касается школы картинга – это не столь близкая перспектива. Надо понимать, что картинги – это техничный вид спорта, по определению дорогостоящий. Помимо всего прочего, для его организации потребуется большое количество очень увлеченных автоспортом людей. Будем объединять вокруг себя единомышленников, присматриваться. Возможно, кто-то эту идею поддержит, и тогда можно будет говорить о тамбовской школе картинга…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 21 августа 2013

Заголовок в газете: Хотелось подарить праздник

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру