В Тамбове прошли XVI юношеские чтения им. В.И. Вернадского

Последователи великого учёного представили свои исследования в естественнонаучной сфере

Во все века человечество искало разгадку Жизни, ее смысл и высшее предназначение. От древних мифов оно перешло к научному поиску, научному методу познания мира, к его духовному постижению. И только в ХХ веке началась выработка новой системы взаимоотношения человека и природы.

Последователи великого учёного представили свои исследования в естественнонаучной сфере

Переход к новому научному мировоззрению связан с именем В.И. Вернадского. Гениальный ученый, естествоиспытатель и мыслитель своим примером заложил фундамент естественнонаучного понимания деятельности человека, познания его качеств, ценностей, основу для исследования системы «человек-общество-природа».

Идеи В.И. Вернадского не просто живы – они актуальны, а количество их последователей и приверженцев постоянно растет. Это в очередной раз доказали XVI областные юношеские чтения имени великого ученого, которые прошли в Тамбове в Центре развития творчества детей и юношества. Чтения призваны способствовать продвижению различных молодежных проектов, в том числе научных и экологических.

Организаторами мероприятия являются управление образования и науки Тамбовской области, Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования и областной Центр развития творчества детей и юношества при поддержке Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, Тамбовского государственного технического университета и Мичуринского государственного аграрного университета.

Участники Чтений – это сообщество единомышленников, среди которых школьники и студенты, молодые ученые и педагоги, это исследователи в области биологии, геологии, геохимии, минералогии и экологии. В рамках мероприятия они представили результаты своих разработок.

В ходе секции школьников были озвучены 13 лучших учебно-исследовательских работ, выбранных компетентным жюри из более 100 исследований. В их числе такие темы как: «Агрохимическое исследование почвы пришкольного участка», «Исследование состояния атмосферного воздуха в г. Рассказово», «Изучение гидрометеорологического режима водоёма села Чернышевка», «Исследование качества воды озера Птичьево методом биоиндикации» и другие. По итогам Юношеских чтений лучшей в секции школьников была признана работа Балашовой Марии, учащейся МБОУ «СОШ № 2» города Мичуринска (руководитель – Ушакова Ольга Валерьевна, учитель химии). Маша уже четыре года занимается проблемой заболачивания озер Тамбовской области и в качестве модели исследования изучала пойменное озеро Лесной Воронеж. Поскольку этот водоем находится вблизи оздоровительного лагеря, то восстановить рекреационную способность озера – одна из задач исследования. Совместно с другими учащимися СОШ №2 города Мичуринска Маша проводит постоянный мониторинг состояния водоема, исследует его растительный и животный мир, изучает химический состав воды. Кроме этого школьники занимаются расчисткой прибрежной территории, чтобы сохранить природу леса и озера.

В секции молодых ученых и студентов авторы представили анализ возможностей рекуперации отходов полимерных упаковок, динамику индекса загрязнённости вод на реках Донского бассейна, структуру и особенности ландшафтов крупного города и многие другие темы - всего 15 работ молодых ученых и студентов. В итоге победителем чтений в данной номинации стала творческая группа студентов под руководством Володиной Галины Борисовны, кандидата химических наук, доцента кафедры «Природопользование и защита окружающей среды» ТГТУ. Студенты 2 курса Тамбовского государственного технического университета Реброва Галина, Минаев Максим и Казначеева Юлия провели анализ возможностей рекуперации отходов полимерных упаковок. Они занимались изучением особенностей переработки целлофана, полипропилена и искали способы возможного извлечения полезных свойств и вторичного использования данных материалов. По словам ребят одним из решений проблемы может стать раздельный сбор бытовых отходов, а также экологическое просвещение населения, воспитание детей на принципах любви к природе, своему городу и поселку. Авторы исследования отметили серьезность проблемы утилизации отходов, поскольку не весь мусор разлагается - большая его часть накапливается и засоряет планету. А это повод задуматься о будущих поколениях, их условиях жизни и здоровье. Таким образом студенты-экологи поддерживают и развивают идею Владимира Вернадского о переходе в сферу разума – ноосферу.

Третья секция учителей школ и педагогов дополнительного образования прошла в формате конкурса методических идей «Ноосферная культура – ноосферное образование – ноосферный человек». Педагоги представили разработки, посвященные формированию экологических знаний и воспитанию экологического мышления школьников, проект Бизнес-плана «Сельский туризм», образовательную программу «Социальная экология» и многие другие. Эти темы перекликаются с идеями В.И. Вернадского, который считал образование и просвещение важнейшими компонентами повышения культуры личности, без которой невозможно никакое разумное устройство общества. «Я глубоко убежден и все более убеждаюсь, что есть единственная возможность сделать культуру прочною - это возвысить массы, сделать для них культуру необходимою», - отмечал ученый.

По результатам выступления педагогов лучшей была признана работа Филипповой Елены Владимировны, учителя географии МБОУ Гимназии г. Мичуринска. Она представила проект Бизнес-плана «Сельский туризм», который предполагает организацию отдыха в сельской местности, знакомство с укладом жизни в деревне, ценностями народной культуры, прикладного искусства, местными обычаями и особенностями русской архитектуры.

Победителям в каждой номинации вручены дипломы и подарки от организаторов мероприятия. Традиционно итогом работы Юношеских чтений имени В.И. Вернадского станет подготовка специального сборника, в который войдут доклады всех участников форума.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру