Почетный гражданин Рассказово о перепетиях военного времени

Беседуем с Владимиром Перегудовым

Послевоенное время — это, в первую очередь, труднейшая пора восстановления лежавшей в руинах страны, обустройство жизни людей, перенесших все ужасы только что закончившейся войны. И те люди, которые принимали в этом нелёгком деле непосредственное участие, навсегда останутся в истории. Мы им обязаны заводами, фабриками, колхозами, школами и больницами, детскими садами… Правда, многое из этого списка уже разрушено ввиду «ненадобности», но в памяти будет храниться ещё долгие годы. Многие города, которые позже назовут моногородами, успешно развивались только за счёт этих, работавших на полную мощность предприятий. Не было бы их, и о некоторых поселениях никто никогда бы не узнал. А люди, они безвозмездно отдавали свой труд, лишь бы только их предприятия занимали лидирующие позиции. А о финансовой выгоде думали в последнюю очередь. Если вообще думали. Как выразился Владимир Степанович, «раньше думали о Родине, а уже потом о себе». И под этим лозунгом жил не он один - жил весь народ, не помышляя ни о какой корысти и уж тем более о стяжательстве. «А сейчас всеми правит доллар», - грустно констатирует он. 

Беседуем с Владимиром Перегудовым

Мне было 15 лет

Владимир Перегудов родился в 1925 году в Рассказово. Война настигла Володю в пятнадцатилетнем возрасте. О наступлении фашистских войск жители города узнали из громкоговорителя, который стоял на центральной площади. О личном радио или телевизоре тогда и речи не шло. Та часть мужского населения, что имели предписания, собрали свои чемоданчики и отправились на места сбора призывников. На комбинате остались работать лишь женщины. Подростки тоже решили приобщиться к народному труду и добровольно пошли на фабрику.

- Брать сначала не хотели. Мне тогда было 15 лет, а паспорт выдавали в 16. И считалось, что это было нарушение трудового кодекса. Но потом всё же взяли, однако в трудовой книжке об этом нет ни слова — нельзя было. Тогда много ребят пришло и с моей улицы, и с соседних. К верстакам встали вчерашние школьники, а сегодня они уже замещали мужчин, которых призвали на фронт. Труд был тяжёлый. Работали в 2 смены по 12 часов без выходных. Так я и проработал до января 1943-го, - вспоминает Владимир Степанович.

Тамбовское пулемётное училище

А в 1942 году на базе довоенного кавалерийского училища города Тамбова было организовано Тамбовское пулемётное училище. Призывалась туда в основном молодёжь -комсомольцы нашей области, всего 2,5 тысячи человек. Занятия длились по 10 часов, ещё каждую неделю добавлялись 4 часа ночных. Через какое-то время кавалеристы вернулись в свое здание, и училище эвакуировали в часть за Куйбышевым. Там, по словам Владимира Степановича, уже не было никаких помещений, только землянки, а так как дело было по весне, в них ещё стояли вешние воды.

Потом вышел приказ построить учеников на плацу. Вышел начальник училища и объявил, что по приказу товарища Сталина большая часть учеников отправляется на фронт.

- И уж так исторически сложилось, что большинство рассказовцев попадали в 7-ю роту 3-го батальона. Я попал туда же. И вот нас перекидывают в самый эпицентр сражений, на Курскую дугу. Бои шли жестокие. Борьба была действительно не на жизнь, а на смерть, немцы знали, что, проиграв эту битву, они проиграют войну. Так оно и вышло. Остаться невредимым там было невозможно. Выносили либо мёртвым, либо раненым. Я был тяжело ранен в этих боях, - рассказывает Владимир Степанович.

Фронт. Ранение. Госпиталь.

Из госпиталя Перегудова выпустили инвалидом II группы. Его комиссовали, отправили домой, потому что в глубоком тылу тоже нуждались в кадрах. Приехав в родной город Рассказово, пошёл работать на Арженку. Через какое-то время там открыли филиал Моршанского текстильного техникума. Учиться хотелось всем. 12 часов длилась рабочая смена, после нее - 4 часа учёбы. На сон, не говоря уже об остальном, оставались буквально часы, но вчерашних фронтовиков этим было не испугать - насколько они тянулись к знаниям.

После окончания техникума карьера Владимира Перегудова стремительно пошла в гору: сначала помощник мастера, потом мастер, затем начальник отдела ремонта оборудования. А уже оттуда выдвинули первым секретарём рассказовского горкома комсомола, а через 2 года - третьим секретарём в городской комитет партии.

Поднимал сельское хозяйство

- И тут как раз началась эпоха поднятия разрушенного, если не сказать – уничтоженного войной сельского хозяйства. Причём «небожители», руководившие страной из-за стен Кремля, отчего-то решили, что сделать это можно легко: нужны только кадры, а больше ничего. Ни тракторов, ни техники. И тогда в словаре советской эпохи и в жизни, разумеется, появилось новое понятие - «тридцатитысячники». Мы, молодёжь, к ним и попали. Я попал в колхоз, что располагался на территории Осиновского сельского совета, и три года там отработал председателем.

Во время объединения колхозов Владимиру Степановичу удалось свою многотрудную должность оставить. Вернулся в родной город Рассказово. Сначала его назначают секретарём партийной организации на фабрике, а следующая ступенька карьерной лестницы вознесла Владимира Степановича в 1963 году на должность директора прядильно-трикотажной фабрики. На тот момент это было маленькое предприятие, в котором за год выпускали 180 тысяч штук бельевого трикотажа. Были хлопкопрядильный цех, ткацкий, шерстопрядильный, в котором делали знаменитые на всю страну одеяла. Новый руководитель артели начал свою работу с того, что все существующие цеха решил ликвидировать.

В планах - трикотажная фабрика

- У меня в планах было сделать трикотажную фабрику. Оборудования тогда не было, старенькие машинки возили с Курска и других городов. Прежних работников переучивали на швей, вязальщиц, чтобы сохранить им зарплату. На тот момент предприятие насчитывало 1300 человек, - делится с нами своими воспоминаниями Владимир Степанович.

Стали потихоньку развиваться. Построили вязальный, красильный, швейный, закройный цеха, котельную, склад готового товара. Четверть века своей жизни Владимир Степанович отдал этому производству. В конце 1960-х фабрику переименовывают в «Рассказовскую трикотажную фабрику». Предприятие под опытным присмотром стало набирать обороты, и закупать оборудование теперь стали только новое и хорошее. Например, немецкие машинки «Карл Майер», которые могла себе позволить только московская фабрика «Красная роза». За работу на фабрике Владимир Степанович получил два ордена Трудового красного знамени.

Но были и проблемы

Об одной из них Владимир Степанович вспомнил во время нашей беседы.

- Всё вроде налаживалось, но у нас была проблема - каждый год разливалась речка. В разлив мы перевозили людей на лодках. А что касается товара и сырья, то ни завезти, ни вывезти его мы не могли. И тогда я поставил перед собой задачу - построить мост. Ну, сколько же можно плавать туда-сюда? Да и люди, бывало, погибали в этот период времени. Но нам везде отвечали: мол, это ваши подъездные пути - вы и стройте. Побегать мне тогда пришлось немало, к кому я только ни обращался. Но везде слышались только отказы. Потом где-то хитростью, где-то нахрапом разрешение достать-таки удалось. Приехали дорожники, углубили канал, выровняли дно. Тут как раз и администрация подключилась. Мост построили. Он стоит и по сей день, - рассказывает Владимир Степанович.

На трикотажной фабрике, правда, ещё на «Арженке», встретил Владимир Степанович и свою вторую половинку.

Вторая половина

У Лидии Михайловны, как она сама говорит, «совсем другая песня». Она родом из Курской области. Когда началась война, ей было 13 лет. Немцы, по её словам, пришли в их село аккурат 7 ноября 1941 года.

- Это было так давно, и все равно восстановить всё можно день за днём. Немцы жили у нас в доме один год и три месяца. Вытащили всё, что только можно. Всё подчистую выгребли. Мы ходили голодные - есть-то было нечего. На Тамбовщину же я попала совершенно случайно. Говорят ведь - судьба, наверное, всё же она так распорядилась, - рассказывает теперь Лидия Михайловна.

В связи с тем, что они находились в оккупации, 2 года из жизни Лиды, по сути, выпали. Учиться она уехала в Клинцы, в текстильный техникум. Почему именно туда, она даже сейчас затрудняется ответить.

Хотела в Чанжоу - попала в Рассказово

А распределение проходило как раз за год до окончания. Работать Лидия Михайловна готова была поехать куда угодно, только подальше от дома. Но дальше Чанжоу свободных вакансий не было. Вот и решили - поедем туда. А потом оттуда пришло письмо, в котором просили не присылать больше рабочих — они с местными работниками не понимают друг друга, между ними языковой барьер.

- Потом знакомый предложил остаться в Подмосковье. Пока ездила знакомиться к директору, распределение было уже подписано. Мне тогда еще попеняли: мол, где же ты вчера была. Оставалось только спросить, а куда меня направят? Сказали - на Арженку. И поехала я покорять Тамбовскую область.

На Арженку она попала в прядильный цех. Там-то и познакомилась со своим будущим мужем Владимиром Степановичем. А в 1957 году они поженились. В браке у них родились дочь и сын, которые сейчас живут в Воронеже.

Главные победы уже одержал

После 25 лет работы на фабрике Владимир Степанович вышёл на пенсию. Но дома не сиделось, и ещё 16 лет он возглавлял Совет ветеранов города Рассказово.

- Тогда число ветеранов составляло более двух тысяч человек, но с каждым годом все меньше и меньше нас остается, - смахивая непрошеную слезинку и переворачивая фотографии, печалится Владимир Степанович.

Когда же в 2003 году с ним случился обширный инфаркт, соответственно, и общественной деятельностью заниматься перестал. Сейчас Почетный гражданин Рассказово Владимир Степанович на заслуженном отдыхе, да и давно пора. Ведь главные победы в своей жизни он уже одержал. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру