На Тамбовщине совершенствуют систему дополнительного образования

идет активная работа по поиску и поддержки одаренных детей и молодежи

 Сегодня перед сферой дополнительного образования детей поставлена задача модернизации, повышения качества услуг и разнообразия ресурсов для социальной адаптации, разностороннего развития, самореализации, формирования ценностей и компетенций для профессионального и жизненного самоопределения подрастающего поколения. Вместе с тем в Тамбовской области идет активная работа по организации системы образования в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи. И направлена она на создание условий для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи. 

идет активная работа по поиску и поддержки одаренных детей и молодежи

Подход к каждому ребенку

В области активно реализуется Концепция развития региональной системы работы с одаренными детьми, которая определяет основные приоритеты, цели и задачи формирования современной модели работы с одаренными детьми на период 2010–2014 гг.

В учреждениях общего и дополнительного образования области сегодня функционируют свыше 9,5 тыс. учебных объединений – кружки, секции, студии, театры, клубы, школы, в которых занимаются почти 90 тыс. мальчиков и девочек. Получили развитие и творческие школы для одаренных детей, школы дистанционного интернет-образования, школьные научные общества, выездные классы в школах, в которых дополнительные образовательные программы реализуют педагоги учреждений культуры и спорта.

Образовательный процесс строится с опорой на исследовательскую, конструкторскую и моделирующую деятельность современных школьников. Используется система разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. В прошедшем учебном году в образовательных учреждениях области было реализовано 4673 программы (2011 г. – 4657) по 11 направленностям.

В области создана и эффективно работает сеть общеобразовательных учреждений повышенного уровня (4 гимназии, 7 лицеев, 4 школы с углубленным изучением отдельных предметов, 2 кадетские общеобразовательные школы-интернаты; 19,6% – 18084 школьника – охвачены программами повышенного уровня). В 6 общеобразовательных школах открыто 18 классов (групп) с углубленным изучением отдельных предметов, в которых обучаются 242 юных тамбовчанина.

Работают структурные подразделения высших учебных заведений. При Тамбовском государственном техническом университете открыто структурное подразделение «Политехнический лицей-интернат ТГТУ», в котором обучаются 98 школьников из сельской местности. При ТГУ им. Г.Р. Державина уже много лет осуществляет свою деятельность отделение допрофессиональной подготовки, на котором обучается 188 старшеклассников. Управление образования и науки области в соответствии с государственными контрактами производит оплату образовательных услуг по организации и предоставлению среднего (полного) общего образования.

Осуществляют деятельность 52 центра по работе с одаренными детьми (в 10,5% общеобразовательных школ от общего их количества); 62 школы, работающие в режиме полного дня; 76 клубов по интересам (57 спортивных клубов – 3252 чел.); 19 туристских клубов (971 чел.); 130 сельских социокультурных комплексов.

В рамках взаимодействия общеобразовательных учреждений с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования организована деятельность университетских и колледж-классов: в 58 колледж-классах обучаются 967 человек (12% от охваченных профильным обучением); в 87 университетских классах обучается 1371 человек (17% от охваченных профильным обучением).

Для предоставления возможности сельским школьникам получать непрерывное образование в 15 общеобразовательных учреждениях в рамках регионального проекта «Организация открытого непрерывного образования в системе школа-техникум-вуз» обучаются 3,2% от общего количества обучающихся 10–11 классов. Образовательный процесс реализуется ТГТУ по индивидуальным учебным планам с помощью дистанционных образовательных технологий.

Дополнительными образовательными программами в 2012/2013 учебном году охвачено почти 90 тыс. ребят, что составляет 66,7% детей возраста 5–18 лет от их общего числа. В 2011/ 2012 учебном году было 82 тыс. детей.

Важное значение имеет организация профессиональной переподготовки и повышение квалификации педагогических работников образовательных учреждений и сотрудников учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми и молодежью. Более 60% педагогов области владеют современными методиками и технологиями (исследовательской, проектной, информационно-коммуникационными, космическими, нанотехнологией).

Конкурс как поиск талантов

Ежегодно проводится более 200 областных творческих конкурсов, конференций, фестивалей, спортивных соревнований для обучающихся с общим охватом более 50 тыс.человек (52,4% от общего числа школьников). Отмечается положительная динамика изменения численности участников творческих конкурсов и спортивных соревнований.

Для интеллектуально одаренных школьников ежегодно организуются региональные олимпиады, творческие конкурсы, научно-практические конференции, учебно-тренировочные сборы. Среди них – региональный этап Всероссийской олимпиады школьников, открытая научно-практическая конференция «Грани творчества», областные научно-практические конференции «Путь в науку», открытая олимпиада «Интеллектуальный марафон» и многие другие. В 2013 г. проведена первая областная гуманитарная олимпиада школьников «Умницы и умники».

С целью выявления и поддержки одаренных детей, способных и желающих обучаться в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, вузами области (ТГУ им. Г.Р. Державина, МичГАУ) проводятся творческие конкурсы для обучающихся 11 классов общеобразовательных школ. В 2012/2013 учебном году в них приняли участие около 1300 тамбовчан. По итогам конкурсов студентами этих университетов стали 115 чел.

Особое внимание уделяется конкурсной поддержке педагогических работников и других специалистов, работающих с одаренными детьми и молодежью. Для этого ежегодно проводится около 20 областных конкурсов профессионального мастерства. Среди них – «Призвание», «Народный учитель Тамбовской области», «Учитель года», «Сердце отдаю детям» и др.

Профессиональное конкурсное движение не раз уже доказывало и доказывает, как много талантливых, душой и сердцем преданных детям учителей и педагогических работников трудится на Тамбовщине.

Дополнительное образование – каждому

Доля тамбовчан от 5 до 18 лет, занимающихся по программам дополнительного образования, составила в 2012 г. 66,7%. Общероссийский показатель – 58%. Сегодня региональная система дополнительного образования практически готова увеличить к 2020 г. число детей от 5 до 18 лет, обучающихся по программам дополнительного образования, до 75%. За счет чего можно добиться таких результатов?

Первое – это развитие дополнительных образовательных услуг для детей дошкольного возраста (5–6 лет) на базе дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования. В области уже есть положительный результат такой работы. Так, в Котовске активно взаимодействуют спортшколы, детские сады и общеобразовательные учреждения. В результате тренерами проводятся занятия с детьми дошкольного возраста, в дальнейшем организовываются занятия в начальных классах в рамках реализации новых стандартов. Это позволяет не только укрепить здоровье детей, но и увеличить число детей в сфере дополнительного образования, осуществлять ранний отбор и подготовку профессиональных спортсменов. К данной работе привлечены и учреждения культуры.

Второй фактор – это нормативный подход к финансированию программ дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений. Для этого Управление образования и науки Тамбовской области использует механизм финансовой поддержки сферы дополнительного образования детей с 2008 г. через нормативное финансирование программ дополнительного образования детей в школах.

С 2012 г. механизм работает и через предоставление дополнительной помощи муниципалитетам на повышение зарплаты педагогов в данных учреждениях. Это позволило создать новые модели организации дополнительного образования и внеурочной деятельности обучающихся – центры дополнительного образования, по работе с одаренными детьми, клубы по интересам, школы, работающие в режиме полного дня… В 2013 г. только на реализацию дополнительных образовательных программ в общеобразовательных школах выделено около 68,5 млн рублей (2012 г. – свыше 55,5 млн ). В 2013 г. такая схема поддержки будет продолжена.

Досуг с пользой

Сегодня перед региональным Управлением образования и науки стоит задача обсуждения и поиска ресурсов и механизмов решения вопросов занятости детей во второй половине дня, в каникулярное время – через предоставление дополнительных образовательных услуг.

С 2011 г. успешно проходят выездные классы в школах, в которых дополнительные образовательные программы реализуют педагоги учреждений культуры и спорта. И ресурс этот далеко не исчерпан. Впереди –реализация дополнительных образовательных программ по хоровому пению в большем числе школ, взаимодействие учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности с общественными организациями.

В области получили развитие и сельские социокультурные комплексы (ССК) – новая модель школы. На Тамбовщине их 130. При этом в каждом районе или городе модель организации технологического образования, развития техносферы может быть своя, учитывающая местные условия. Например, в Тамбове совместно с городской администрацией принято решение создать на базе городского учебного комбината Научно-технологический центр. В нем планируется работа мастерских (металлообработки, ремонта помещений «Строймастер», дизайна архитектурной среды, электроники, автоматики и энергосбережения), лабораторий (робототехники, нанотехнологий, экологии городской среды; автоматизации теплоснабжения; компьютерной техники и компьютерных сетей и др.).

Вместе с тем необходимо понимать, что во многих территориях, особенно в городах, эта задача может быть решена только комплексно, для всей муниципальной системы образования. Правда, для этого необходима уже помощь органов местного самоуправления. Но дело-то того стоит…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 14 августа 2013

Заголовок в газете: Работать во благо ребенка

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру