Нужен ли школе образовательный стандарт,

что он представляет собой в современном российском образовании и на чем базируется?

 Совсем недавно педагогика придерживалась определенных норм и канонов, максимального объема учебной нагрузки школьников, а также основных требований к обеспечению образовательного процесса. В общем, жила по своим образовательным стандартам. Может, отчасти и поэтому до сих пор у многих термин «стандарт» ассоциируется с чем-то неживым и механистичным? Между тем этот термин прочно входит в образовательный лексикон.

 

что он представляет собой в современном российском образовании и на чем базируется?

Счастье детей – в единстве семьи и школы

За последние годы система образования в России претерпела существенные изменения. Напомним, что с 1 сентября 2011 учебного года все российские первоклассники начали обучение в соответствии с новыми образовательными стандартами. Во главу угла этого проекта было поставлено тесное сотрудничество школы с родителями.

– В настоящее время становится все более очевидным, что решать задачи воспитания и обучения, проблемы социализации ребенка возможно только при объединении усилий семьи и школы, – подчеркивает Ирина Аверина, проректор по инновационной деятельности Института повышения квалификации работников образования. – Приведение этих взаимоотношений на должный уровень является актуальной проблемой для любого образовательного учреждения.

В выстраивании партнерских отношений семьи и школы выделяют три основных этапа: это знакомство, совместная деятельность и собственно партнерство.

Очевидно, что с самого начала крайне важно определить общие цели. Ведь если родители больше ориентированы, к примеру, на предметное обучение, получение милых их сердцам «зунов» (знаний, умений и навыков), а школа – на развитие социальных навыков детей, то неизбежно возникнет конфликт: у родителей будет много претензий и к содержанию обучения, и к формам воспитательной работы с детьми.

На этом этапе необходимо также определить взаимную полезность участников образовательного процесса и изучить возможности друг друга. К сожалению, многие директора школ иногда забывают о потенциальной активности родителей, о том, что мамы и папы, еще чаще – бабушки и дедушки первоклассников могут помочь школе не только материально, но и подключить свои связи и знакомства.

На этом этапе необходимо учитывать как родительские запросы и ресурсы, так и финансовые возможности школы. Как правило, у каждой школы есть свои приоритеты в образовании детей, однако лучше, если это представление будет обсуждено на педсовете, зафиксировано в каком-либо документе (концепции или программе) и представлено публично (например, на сайте, в фойе школы, в специальном буклете либо как-то иначе).

На втором этапе родители и школа определяются с ресурсами и приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.

Здесь важно разделить ответственность сторон за ту или иную совместную деятельность. Предвижу скептическую усмешку: «Прежде чем делить ответственность, неплохо было бы родителей в школу заманить…» Действительно, желание у родителей быть надежными партнерами и союзниками школы возникает только тогда, когда они доверяют школе. Чтобы доверие родилось, необходимо социально и психологически помогать семье. Ведь когда участники образовательного процесса не видят результатов своих усилий, их интерес к сотрудничеству падает. Оно и понятно: если намерения педагогов о сотрудничестве не реализуются в реальные мероприятия, родители отстраняются от школы, и вовлечь их потом в образовательный процесс будет очень и очень трудно. К тому же часто родители не имеют представления о том, какие конкретные результаты достигнуты школой и в каких направлениях школьной жизни они могли бы принять участие.

Помощь же родителей заключается в непосредственном участии как на уроках в начальной школе или в группах продленного дня, так и во внеурочной деятельности (развлекательной, благотворительной, коммерческой, трудовой, экскурсионной…). Сюда также входит и помощь родителей своим детям при выполнении домашних заданий.

Особо нужно сказать о таком виде совместной деятельности, как взаимоподдержка. Естественно, что инициатива здесь должна исходить от педагогов. Однако в некоторых случаях можно обратиться и к родителям с просьбой оказать психологическую поддержку какому-то педагогу, сотруднику, другому ребенку.

Завершающим этапом в построении партнерских отношений семьи и школы является само партнерство. Но оно должно строиться на добровольных началах. В тех образовательных учреждениях, которые строят свою работу с детьми и родителями на принципах принуждения, говорить о развитии партнерства преждевременно.

Согласитесь, выстроенная таким образом модель сотрудничества школы и родителей достаточно комфортна в первую очередь для детей. Но все же – давайте попробуем разобраться, что же дает детям развитие социального партнерства между семьей и образовательным учреждением.Знания в предметных областях – раз. Во-вторых, при таком подходе могут существенно измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в школе, имеет шанс прижиться и в семье. Есть еще и третье, возможно – самое важное. Такая школа любима детьми, а сам институт детства в ней надежно защищен.

Как удовлетворить образовательные запросы

В основе школьного образования лежат обязательные образовательные стандарты. Но у каждой семьи и у каждого ребенка есть свои собственные образовательные потребности и запросы. И новый федеральный закон об образовании предоставляет родителям и учащимся дополнительные возможности участия в решении вопросов содержания и построения образовательного процесса.

По закону, обязательным пунктом является заключение договоров между родителями обучающихся и образовательной организацией. Этот договор может стать документом, фиксирующим реальные запросы семьи к образованию и обязательства школы, направленные на их удовлетворение. По новому закону об образовании учащиеся имеют право обучаться по индивидуальным учебным планам.

– В нашем образовательном учреждении, лицее №21, такое обучение реализуется уже пять лет. Формирование индивидуального учебного плана начинается в 9-м классе. Для этого с учащимися и их родителями администрация лицея проводит собеседование, где определяется уровень изучения предметов. При этом учитываются пожелания родителей и ребенка, успехи ученика за предыдущие годы обучения, планы на дальнейшее получение образования в высшем учебном заведении. По индивидуальному учебному плану обучается каждый ученик 10–11-го класса лицея, – говорит Татьяна Рюмина, председатель управляющего совета МБОУ «Лицей №21». – В нашем лицее на сегодня уже сложилась довольно успешная практика взаимодействия родителей и школы в определении содержания образовательной программы с учетом запросов родителей учащихся. Причем родители принимают непосредственное участие в разработке основной образовательной программы лицея.

Помимо индивидуальных учебных планов, в 10–11-х классах проводятся факультативные, элективные курсы, право выбора которых предоставляется учащимся и их родителям (законным представителям).

По новым образовательным стандартам обучение по индивидуальным учебным планам должно сопровождаться поддержкой тьютора (в переводе с английского – «педагог-наставник»). Ключевая задача тьютора заключается в том, чтобы помочь ребенку в развитии и удовлетворении его познавательных интересов, преодолении трудностей в учебе.

– Сейчас в лицее начат эксперимент по тьюторскому сопровождению в начальной школе, где введены новые образовательные стандарты. По результатам эксперимента, с учетом мнения родителей тьюторское сопровождение, возможно, будет закреплено и на следующих ступенях, – продолжает Татьяна Николаевна. – На законодательном уровне закреплено право учащихся на развитие своих творческих способностей и интересов, в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования. Но средства, выделенные на реализацию бесплатных программ дополнительного образования, как всегда, ограниченны. А запросы обучающихся и их родителей с каждым годом расширяются. В связи с этим в лицее существует программа оказания дополнительных платных образовательных услуг. Эта услуга реализуется только на добровольной основе по запросу родителей.

По закону об образовании семья, конечно, вправе требовать высокого качества образовательных услуг, но вместе с тем родители обязаны и сами контролировать, направлять ребенка на дальнейшую самореализацию, помогать ему в организации дополнительных занятий.

Инициатива приветствуется

Сегодня родители несут значительную долю ответственности в регулировании образовательной политики учреждения. В настоящий момент во всех школах созданы и действуют органы государственно-общественного управления, в которых наиболее широко представлена родительская общественность.

– Управляющие, попечительские советы, ученическое самоуправление сегодня объединены в единый орган школьного самоуправления, целью которого является реализация законных прав и интересов всех участников образовательного процесса, – говорит Галина Шешерина, ректор Института повышения квалификации работников образования. – В области такая модель внедряется с 2010 г. В 2011 г. в это движение вступили 19 образовательных учреждений. Эти школы в результате конкурсного отбора получили финансовую поддержку на реализацию социально значимых проектов из средств областного бюджета. Успешная реализация ими социальных инициатив и положительный общественный резонанс привели к тому, что в 2012 г. в это движение были включены еще 5 образовательных учреждений.

Благодаря совместным усилиям администрации школ и управляющих советов созданы инициативные группы, которые помогли определиться с главными проблемами школы, улучшить ее социальную ситуацию.

Кроме того, сами школы научились по-новому выстраивать партнерские отношения с родительской общественностью. Теперь родители выступают не как пассивные зрители общешкольных мероприятий, а в качестве активных их участников. Родители не только предлагают новые формы проведения мероприятий, но и сами становятся организаторами различных клубов и кружков.

Так, в СОШ №5 им. Гагарина города Тамбова при активной поддержке родителей создан вечерний клуб по интересам «Ренессанс», в котором действуют студии декоративно-прикладного творчества, вокального пения, спортивный и туристический клубы. А в СОШ №35 города Тамбова благодаря инициативе родителей открылась студия «Ландшафтный дизайн», причем лучшие работы, выполненные участниками студии, продемонстрированы на выставках в Палате ремесел и в областной Картинной галерее.

В СОШ №4 города Рассказово организован любительский театр, в постановках которого принимают активное участие и дети, и родители, и педагоги, и многие жители города. Родители участвуют и в подготовке сценариев, зачастую и костюмы шьют всей семьей.

Благодаря созданным волонтерским группам из числа жителей, родителей и обучающихся на территории Никифоровской СОШ №1 построен спортивный комплекс, где размещены детский спортивный городок, школьная площадка, хоккейная мини-коробка. Идея благоустройства места активного отдыха для оздоровления была выдвинута на родительском собрании и одобрена администрацией и обучающимися школы.

А вот лицей №14 областного центра работает над созданием виртуальной лаборатории для одаренных детей, которая создаст условия для доступа к информационно-образовательной среде всех одаренных школьников не только города, но и отдаленных территорий. Лаборатория представляет собой унифицированный набор сервисов и структурированной информации, благодаря которым каждый обучающийся сможет посетить дистанционные уроки, готовить рефераты, презентации и т.п.

Свою жизнь получил и проект «Аптекарский огород», позволяющий обеспечивать жителей лекарственными растениями, овощными культурами и фруктами, выращенными учениками в теплицах школы. Такую же задачу решает и Бондарская средняя общеобразовательная школа в рамках проекта «Чудеса тепличные». Школа предлагает жителям района качественный посадочный материал, который выращивают обучающиеся на учебно-опытном участке. Школа берет шефство над детскими садами и предоставляет им выращенные в теплицах необходимые садовые культуры.

Как видим, главным успехом многих «активных» школ можно назвать привлечение родительской общественности, местных жителей к реализации проектов в качестве полноправных партнеров.

Современный урок, или Стандарт в действии

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Предмет нашей гордости в прошлом – большой объем фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимыми становятся не знания сами по себе, а знания о том, как и где их применять.

Поэтому в основе стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход. Принцип его заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, притом что учитель выступает в роли организатора и помощника.

Так, учителя 9 образовательных учреждений, которые работают уже третий год по новым стандартам, при введении нового материала стремятся к тому, чтобы дети открывали новые знания сами, в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача же учителя – организовать их работу так, чтобы школьники сами нашли решение проблемы урока, открывая для себя что-то новое и креативное, и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Такой метод обучения помогает современному школьнику принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы, равно как и быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. С 2012 г. школа №13, гимназия №1 города Моршанска, гимназия №12 города Тамбова уже работают по этому стандарту.

И вновь – в числе первых в России

С декабря 2012 г. школа №3 города Котовска с углубленным изучением отдельных предметов и средняя общеобразовательная школа в селе Татаново принимают участие в реализации федерального проекта «Телешкола», на основе которого осуществляется смешанное обучение. Это новая модель обучения, которая апробируется в 11 школах страны.

В основе смешанного обучения лежит концепция объединения технологий классно-урочной системы и технологий электронного обучения.

Педагогами школ выбраны две модели организации образовательного процесса по смешанному обучению: это «смена рабочих зон» и «перевернутый класс».

При реализации первой из моделей работа организуется внутри класса, который делится на несколько групп. Для каждой группы создана своя зона – это зона непосредственного взаимодействия с учителем, зона работы онлайн и зона работы в группах. У каждой группы свои задания, сориентированные на уровень подготовки детей, их тип мышления и уровень их развития.

Одним из обязательных видов заданий для каждой группы является работа с ресурсом «Телешкола» по теме урока. Учитель, выступая тьютором, помогает, направляет и организует самостоятельную деятельность обучающихся.

Модель обучения «перевернутый класс» предполагает, что ученики самостоятельно изучают дома новую тему в «Телешколе». При этом для учителя на уроке освобождается учебное время для практической отработки полученных знаний, дискуссий, экскурсий и других инновационных технологий в обучении.

Главным преимуществом смешанного обучения является то, что занятий в классе становится меньше – часть уроков переносится в режим онлайн. Более того, часть материала школьники могут изучить самостоятельно. А главное, обретя навыки самостоятельной работы с источниками, научившись из множества решений выбирать наиболее конструктивное, сегодняшние школьники завтра станут специалистами, востребованными в сферах высоких технологий и инновационной экономики страны. Специалистами, которым по плечу принять вызовы современности.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 14 августа 2013

Заголовок в газете: Концепция развития

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру