Михаил Ильин - один из лучших сельхозпроизодителей Мучкапского района

В приоритетах социально-экономического развития страны до 2020 года значатся, помимо обеспечения устойчивого развития и темпов экономического роста, обеспечение безопасности, в том числе и продовольственной, россиян и системное улучшение качества их жизни. 

Михаил Ильин - один из лучших сельхозпроизодителей Мучкапского района

Экономика любого уровня начинается с человека

Пожалуй, я бы не стала апеллировать к столь откровенному официозу, если бы не привлекло меня в Концепции, как минимум, одно из условий, в которых предстоит развиваться российской экономике: усиление роли человеческого капитала как фактора экономического развития.

И это правильно, потому что второе условие, прописанное в цитируемом мною концептуальном документе, предусматривает усиление роли инноваций для поддержания экономического роста. В общем-то, оба эти условия в своей совокупности и формируют новую экономику – экономику знаний и высоких технологий. Я бы еще добавила и третью составляющую в этой формуле – экономику серьезнейшей социальной ответственности за нынешний и завтрашний день российского села.

И туту самое время представить человека, поскольку ради вашего знакомства с ним, уважаемые читатели «МК в Тамбове», и была затеяна такая вот исчерпывающая преамбула.

Итак, руководитель ООО «Виктория», что ведет свою деятельность на территории Мучкапского района, Михаил Ильин. Процветающее ныне хозяйство «Виктория» было организовано в 2001 году, что называется, на ровном месте. Точнее, на развалинах того, что некогда было совхозом «Победа». К тому моменту, как Михаил Васильевич решил организовать свое дело, непаханые черноземы приказавшего долго жить совхоза грозили превратиться в пустоши, машинно-тракторный парк был практически уничтожен. Работа по созданию нового хозяйства началась, по сути, с чистого листа, без копейки инвестиций со стороны. В активе были лишь прекрасное знание агротехнологических процессов, светлая голова, невероятная целеустремленность и завидное трудолюбие, что, согласитесь, не так уж и мало, если рядом – небольшая, но поддерживающая во всем команда, коей, в первую очередь, был брат Михаила Ильина. Сегодня рядом с отцом трудится и Ильин-младший.

«С грядки до прилавка»?

Нынешнее ООО «Виктория» - это многопрофильное сельхозпредприятие, которое динамично развивается, показывая из года в год высокие производственные показатели. Одним из приоритетных здесь является выращивание картофеля. В этом году в хозяйстве под картофелем находится 350 гектаров, из которых 60 - на поливе. Мелиорация в картофелеводстве, при всех немалых затратах на поливальные системы, с лихвой себя оправдывает – урожайность на участках, где применяется полив, возрастает, как минимум, вдвое. Учтите и то, что серьезно улучшается и качество клубней.

Картофель в «Виктории» культивируют элитный, отличающийся отменными вкусовыми качествами, устойчивостью к различным болезням этой культуры и высокой товарной урожайностью. В нынешнем году в «Виктории» работают с 8 сортами, в том числе и такими известными, как «Рокко», «Астерикс», «Ред Скарлетт». Несмотря на поздние сроки высаживания семян, поля в прекрасном состоянии, клубни в борозде уже, в общем-то, вполне годятся на варку-жарку. К концу июля в хозяйстве планируют начать уборочную страду на картофельных полях, одновременно решая и задачу его реализации.

Сложную, надо заметить, задачу. Невзирая на то, что поднаторевший в картофелеводстве Михаил Ильин, за плечами у которого – практически пять лет работы с этой культурой уже в «Виктории», не считая предыдущего опыта работы, сполна реализует аграрный потенциал хозяйства в части производства экологически чистого, высококачественного и более чем демократичного по цене продукта, с импортозамещением пока сплошь и рядом проблемы. Это я о том, что попытки Михаила Васильевича войти в сети, на прилавках которых и зимой, и летом – все больше картошка из Израиля и другой заграницы, по цене, простите, ананасов и прочей экзотики, остаются на уровне «протокола намерений». В прямом и переносном смысле. Так, с «Магнитом» после полугодичных мытарств договор о реализации прекрасного качества картофели из «Виктории» наконец-то подписан, а дальше – полный стопор. Не потому, что Михаил Ильин не выполняет условия договора, включая и те, которые оговаривают фасовку и качество упаковки продукта – не складывается пока «взаимовыгодное» сотрудничество. К чести сетевых магазинов регионального происхождения, таких, как маркеты «Огонек» сети «Эконом», препон производителю сельхозпродукции они не ставят, так что тамбовчане имеют возможность покупать высокого качества картофель по приятной для потребителей цене.

Чтоб за державу не было обидно

Но «за державу» все равно обидно: продукция у Ильина не то что конкурентоспособная – она любому импортному аналогу даст фору.

- Насчет импортных аналогов некоторая двусмысленность получается, - поправляет меня любящий во всем точность и достоверность Михаил Ильин. – Все же картофель мы выращиваем зарубежной селекции, поскольку работа с нашими отечественными сортами картофеля на наших полях не заладилась в первый же год. Но и «Рокко», И «Лауру», и другие сорта картофеля-«иностранца» мы выращиваем на наших, тамбовских черноземах, и это кардинально меняет вопрос о качестве продукции. Оно просто отменное, вполне способное соперничать за пальму первенства по ряду основных своих характеристик хоть с израильским, хоть с голландским «вторым хлебом». Другое дело, что логистика хозяйств уровня нашего не в состоянии тягаться с крупными холдингами, занимающимися производством картофеля.

Поэтому трудно переоценить роль технологической платформы – инновационного проекта, к осуществлению которого приступили в нашем регионе. Нужны и территориально-производственные кластеры, в полной мере способные реализовать конкурентный потенциал территорий Тамбовщины.

Вынуждены взять тайм-аут

Пока же роль «механизмов» кластера все больше выполняют мелкооптовые предприниматели, которые закупают у Ильина картофель для его дальнейшей реализации на муниципальных рынках области и соседних регионов. Михаил Васильевич категорически возражает против термина «перекупщики»: по нынешней поре сельхозтоваропроизводителям они, скорее, первые помощники. Надежные партнеры, кровно заинтересованные в стабильных деловых отношениях с товаропроизводителями. Последние, считает Михаил Васильевич, должны заниматься только производством сельхозпродукции, ее же реализация – совсем другая история.

К сожалению, зачастую печальная. Несмотря на то, что овощехранилища у Ильина современные, с климат-контролем и аэрацией, ассортимент продукции в них в этом году богатым не назовешь – из-за проблем с реализацией пришлось отказаться на время от выращивания лука, столовой свеклы, практически сократить до минимума и капустные плантации. Конечно, надеется Михаил Васильевич, полностью экономически и социально значимые проекты по выращиванию овощей мы сворачивать не будем – и средства в них вложены серьезные, и занятость работников коллектива со счетов не сбросишь. Но тайм-аут взять пришлось, после того, как значительная часть урожая лука и столовой свеклы практически оказались нереализованными, и хозяйство понесло ощутимые убытки.

Партнерство бизнеса и государства. Слово- за государством

В решении проблемы гарантированного сбыта продукции овощеводства сегодня, похоже, слово за государством. Аграрии научились с максимальным толком для производства ориентироваться в многообразии семенного рынка, успешно районируя те или иные сорта, научились выращивать стабильно высокие урожаи при любых погодных условиях, добиваться высокого качества продукции овощеводства. А вот сбыт овощей – большая проблема. При том, что и селекция, и технологии в овощеводстве вполне в состоянии соперничать с европейскими, мы потребляем в среднем не более 63 килограммов витаминной продукции в год против более чем 120 на душу среднестатистического европейца. И не торопимся при этом создать преимущества наших производителей перед законодателями овощного рынка из Испании и Турции, Египта и далее по списку… Если бы была помощь государства в заключении долгосрочных контрактов с перерабатывающими предприятиями и торговыми сетями, в конечном счете и качество жизни населения, особенно не слишком молодого, в категории которого, по статистике, активно употребляет овощи не более 10 процентов, было бы не в пример выше.

Диверсификация определяет успех производства

Но овощеводство – не единственная составляющая успеха ООО «Виктория». Хозяйство занимается возделыванием озимой пшеницы, гороха, кукурузы на зерно, сахарной свеклы и подсолнечника. Ильин очень грамотно подходит к инновационной практике отказа от чистых паров, благо возделывание широкого набора культур с применением гибких энергоресурсосберегающих технологий и урожаи получать более высокие, и рентабельность в растениеводстве существенно увеличивать. Очевидно, что Михаил Ильин идет по пути инновационного, социально ориентированного пути развития, где одно из главных направлений – структурная диверсификация экономики производства на основе новаторского технологического развития. Словом, глубокое знание агротехнологий, помноженное на чувство ответственности за будущее своей малой родины, и составляет формулу успеха Михаила Ильина.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 24 июля 2013

Заголовок в газете: Формула успеха Михаила Ильина: экономика знаний и ответственности

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру