Михаил Корнев о динамике развития мичуринского агрохолдинга

"Зеленая долина" один из самых узнаваемых брендов Тамбовщины

«Зеленая долина» сегодня у всех на слуху, по сути, являясь одним из наиболее узнаваемых брендов Тамбовской области. При том, что компания эта очень молодая – к реализации проекта в Мичуринском районе приступили всего два года назад.

 

"Зеленая долина" один из самых узнаваемых брендов Тамбовщины

Якорный в технологической платформе

И, тем не менее, холдинг по праву можно считать одним из лидеров не просто в сфере производства картофеля и овощей – он в числе первых в деле возрождения агробиотехнологии, или, как ее часто называют, «зеленой» биотехнологии. Именно она определяет сегодня и в мире, и в России современные методы ведения сельского хозяйства.

Думаю, не стоит заострять внимание читателей на общеизвестной истине – применение биотехнологии в сельском хозяйстве нацелено в первую очередь на решение проблемы продовольственной безопасности, получение продуктов питания улучшенного качества и экологической чистоты.

Так что вполне закономерно, что агрохолдинг «Зеленая долина» - якорный в национальной технологической платформе «Технология пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания», к реализации которой приступили в Тамбовской области.

На достигнутом останавливаться не намерены

Основное направление деятельности компании – овощеводство. Так, картофельные плантации «Зеленой долины» раскинулись на 1800 гектарах – это пятый результат в России по открытым площадям. Однако генеральный директор «Зеленой долины» Михаил Корнев на достигнутом останавливаться не намерен:

- Конечно же, осознание того, что всего лишь за два года мы стали пятой по рейтингу компанией в России по объемам производства картофеля, рождает чувство удовлетворенности. Но мы объективно и жестко оцениваем наши возможности – те технологии, которые мы сегодня применяем, в том числе и выращивание картофеля на орошаемых площадях, позволяет нам повысить планку успеха – как минимум, до третьего места в рейтинге картофелеводческих хозяйств страны по итогам года нынешнего.

Амбициозно? Быть может. Но ведь есть на чем держаться этим амбициям – биотехнологии в сельском хозяйстве прежде всего предполагают резкое повышение урожайности, до 40-60 процентов. Если же учесть, что пока доля России в мировом производстве картофеля составляет примерно 10 процентов, можно без преувеличения констатировать – Михаил Корнев и его команда занимаются делом поистине общегосударственной значимости. Не ради красного словца говорю – тот факт, что производственный департамент холдинга возглавляет доктор сельскохозяйственных наук, профессор Сергей Банадысев, чей авторитет в мире картофелеводства непререкаем, подтверждает серьезность намерений руководства холдинга «Зеленая долина», инновационный характер его деятельности.

Надежный лабораторный контроль – залог высокого качества

Картофель здесь – ведущая, но далеко не единственная овощная культура. На полях компании выращивают овощи борщевой группы: помимо картофеля, это – морковь, лук, капуста, столовая свекла. Из года в год объемы площадей под этими культурами растут, совершенствуются технологии их выращивания. Применение микробиологических средств защиты растений позволяет существенно сократить использование пестицидов и инсектицидов, есть в хозяйстве участки, где средства защиты растений вовсе не применяются. Нетрудно просчитать, какие экономические и экологические выгоды это сулит.

Не менее важен и второй аспект проблемы – улучшение здоровья потребителей продукции холдинга за счет улучшения качественных характеристик производимой в холдинге продукции и минимизации в ней доли химикатов.

Качество же овощей из «Зеленой долины» не в последнюю очередь зависит от устойчивости их к вредителям и всякого рода болезням. И в этом плане собственная лаборатория, которая была построена в прошлом году, - великая вещь. Ее наличие позволяет очень точно диагностировать картофель на грибковые, вирусные и бактериальные заболевания. Выполняются здесь и анализы почвы, топлива. Словом, в полном объеме проводятся независимые качественные исследования, основное направление которых – фитопатологии. На нынешний день специалистами лаборатории диагностируются шесть вирусов и четыре вида бактерий, которые паразитируют на картофеле. Заметим между делом, что далеко не все понимают, к чему вести картофелеводство с таким вот размахом. Так, банк, куда Михаил Корнев обратился в надежде получить инвестиции на строительство вирусологической лаборатории, в кредите ему отказал – мол, баловство все это, ненужная роскошь, которая Бог весть как и когда окупится.

Но вряд ли есть способы выращивания качественного картофеля без скрупулезного контроля качества клубней на всех этапах технологического процесса роста и вызревания картофеля. Потому, помимо лабораторных исследований, есть еще и метеорологические. Чуть ли не под окнами лаборатории - опытные делянки с кустами картофеля, на каждом из листочков которого закреплены датчики, фиксирующие все изменения в «организме» растения. Те же датчики прогнозируют опасность возникновения и развития тех или иных заболеваний этой культуры.

Стратегическое направление - импортозамещение

Почему профилактика заболеваний – одно из стратегических направлений в работе холдинга? Все просто. Если больной, зараженный картофель попадает в хранилище, то, каким бы современным оно ни было, огромное количество выращенного урожая - а каждая секция хранилища – это 2000 тонн картофеля -окажется непригодным к реализации достаточно быстро. Это – раз. Второй аргумент «за» не менее убедителен. Чтобы быть на овощном рынке России равноправным конкурентом зарубежным компаниям, которые сегодня занимают едва ли не все рыночное пространство, чтобы занять нишу импортозамещения в экономически привлекательном и выгодном для «Зеленой долины» ценовом секторе, надо уметь выращивать качественный урожай.

Ниша же немалая: только в Москве – мегаполисе с населением более чем в 11 с половиной миллионов человек, картофель и овощи на 60 процентов представлены импортом. Это в период, когда они растут на подмосковных грядках. Зимой же и ранней весной он и вовсе возрастает до 90 процентов. Задача «Зеленой долины» - максимально вписаться в стратегию импортозамещения, потеснив на прилавках маркетов импортные овощи, осуществима только при отменном качестве предлагаемой холдингом продукции и современных технологиях фасовки и упаковки.

Маркетинг – не последнее дело

Впрочем, с этим в хозяйстве Михаила Корнева проблем также нет. Под брендом «Борщев» в современные упаковки в хранилище фасуется лук, морковь, столовая свекла, и, разумеется, картофель. Последний – под персональным брендом «Тамбовская картошка». Оба бренда официально зарегистрированы, и оба, по сути, несут двойную смысловую нагрузку, информируя покупателей в любой точке России, что есть на географической карте огромной нашей страны не только Тамбовская область, но и мало кому ведомое село Борщевое, где стремительными темпами становится на ноги экономическое чудо исключительно российского происхождения. При том, что маркетинг здесь выстраивался с учетом европейских образцов. Так, овощи, прежде чем они окажутся в продуктовых сетках, не только моются, но и шлифуются, предварительно пройдя автоматическую и ручную инспекцию, в ходе которой все некондиционные, либо имеющие механические повреждения овощи выбраковываются. Тщательно продуманная и грамотно выстроенная логистика позволила войти в такие крупные на территории России сети, как «Реал», «Ашан», «Дикси», «Магнит» и другие. На вопрос, как ему удалось найти общий язык с сетевиками, особой сговорчивостью не отличающимися, Михаил Олегович отвечает так:

- Интересная ситуация складывается по картофелю. В России выращивают примерно 30 миллионов тонн картофеля ежегодно. Но хранилищ, похожих на наши, в разы меньше, чем требуется для того, чтобы сохранить урожай. Поэтому большая его часть просто гибнет. Это в хозяйствах, где картофель выращивается в промышленных объемах.

С другой стороны, основные поставщики картофеля сегодня – владельцы личных подсобных хозяйств. Выращивают они картофель зачастую дедовскими методами, поскольку применение инновационных технологий требует и масштаба занятых под культурой площадей, и средств иных. Вот и получается парадоксальная картина: произведено картофеля вроде бы и много, а на прилавках магазинов и на рыночных лотках, начиная примерно с конца ноября, превалирует импортный продукт. Египетский, израильский, голландский, французский, он и денег стоит совершенно других.

Нам же таким образом сформированный рынок картофеля в России дает возможность расти быстрыми темпами, практически неограниченно развиваться. В том числе и за счет того, что мы постепенно наращиваем объемы импортозамещения, забирая их у иностранцев. В соответствии с теми законами конкуренции, которые, как известно, не нами придуманы…

У сетевиков есть чему учиться

Главный козырь в острой конкурентной борьбе, в которую не боятся ввязываться Михаил Корнев и его команда, в том, что «Зеленая долина» - производитель картофеля, так что цепочка посредников на пути «от грядки» до прилавка – минимальная. Соответственно, и наценки на «второй хлеб» небольшие. Еще один плюс – сетевикам в холдинге в состоянии предложить отлаженный сервис. Есть все технические возможности для того, чтобы обеспечить крупнооптовые партии картофеля высокого качества при огромном его ассортименте. Тот факт, что производители готовы поставлять одновременно с картофелем и борщевую группу овощей, тоже плюс – немного найдется тех сельхозтоваропроизводителей, что готовы работать с сетевиками, что называется, комплексно.

Михаил Корнев не склонен искать оправдание возможным просчетам в «невозможности» требований сетевиков:

- Если нам сегодня что-то и мешает в работе с сетевыми компаниями, так это – недостаток опыта. Но мы учимся – учимся на ходу, активно привлекая и специалистов, которые имеют опыт работы в маркетинге. У меня, например, его пока еще мало, поэтому постигаю специфику поставки нашей продукции сетевым компаниям на собственных ошибках. Но это же – не повод демонизировать сети?

Они очень четко и профессионально работают, и требования выдвигают здравые, не всегда с первого раза выполнимые. Но, по большому счету, они пекутся и об интересах покупателей. Кому понравится, если в пакете с тем же картофелем – nn-ый процент грязи? Или упаковка рвется при первом к ней прикосновении? Не сети же в этом виноваты? Надо иметь честность признать, что они на сегодня – двигатель российской экономики. Сильный менеджмент, новейшие технологии продаж, великолепная логистика – все это вещи, которым нам следует учиться у сетевиков. Таковы законы рынка.

Мелиорация необходима

Опять же, следуя незыблемости закона конкуренции в овощеводстве, Михаил Корнев активно занимается возрождением системы мелиорации на Тамбовщине. В Центральном Черноземье выращивать овощи высокого качества в принципе невозможно. Поэтому ежегодное наращивание массива орошаемых земель – одна из базовых стратегий хозяйства. В нынешнем году на поливе – 1100 гектаров земли, на следующий год планируется мелиорировать еще 500-1000 гектаров. В мировой практике сельскохозяйственного производства комплексная мелиорация земель, в сочетании с применением наукоемких аграрных технологий и технических средств, высокопродуктивных культур, сортов и гибридов, расчетны

х доз удобрений и средств защиты растений является решающим условием стабильно высокого производства сельскохозяйственной продукции. Так что и здесь Михаил Корнев следует принципам инновационного земледелия, минимизируя риски неблагоприятных погодных условий, за счет реконструкции и строительства мелиоративных систем добиваясь эффективного использования природных ресурсов, повышения урожайности и расширения посевов сельскохозяйственных культур.

Перспективы развития - впечатляющие

Такая политика компании полностью себя оправдывает, оборачиваясь высокой рентабельностью овощного производства. И это – тот экономический потенциал, который дает возможность прогнозировать развитие «Зеленой долины» как многофункционального хозяйства уже в ближайшей перспективе. Буквально в следующие год-два здесь планируют иметь в структуре компании собственный элеватор, консервный завод, чтобы часть продукции перерабатывать на месте. Продукция глубокой переработки овощей обладает высокой добавленной стоимостью, которую можно инвестировать в дальнейшее развитие холдинга, в социальные программы, которые здесь реализуются практически с первых шагов в работе.

В ближайших планах – и строительство тепличного комбината, под который уже выделен земельный участок и формируется инженерная инфраструктура. Просчитываются выгоды и риски проекта по строительству маслоэкстракционного завода, на котором предполагается перерабатывать рапс.

- Есть несколько причин, определяющих наш выбор, - комментирует принятое решение Михаил Олегович. – Рапс – великолепный предшественник для картофеля и овощей. То есть для севооборота эту культуру иметь очень здорово, поскольку мы уходим, как и весь цивилизованный агромир, от чистых паров, и рапс органично вписывается в биотехнологию. Да и в общие тенденции развития АПК Тамбовской области рапс тоже очень здорово встраивается.

Идеология компании – делать социум комфортным

Есть и еще одна причина, заставляющая Михаила Корнева рачительно хозяйствовать на земле, которая дала начало его детищу – агрохолдингу «Зеленая долина». Как правило, крупные холдинги жестко выстраивают свои отношения с муниципалитетами, на территории которых располагаются их производства: «Мы платим вам немалые налоги, а ваше дело – грамотно ими распорядиться». Позиция депутата Тамбовской областной Думы, владеющего тем самым крупным холдингом, социальному нигилизму не подвержена:

- Не спорю, такие рассуждения сплошь и рядом имеют место быть. Но мы-то ребята местные. Мое детство здесь прошло, здесь выросли многие парни из моей управленческой команды. Поэтому словосочетание «социально ориентированный бизнес» для нас не является формализмом. В Борщевом рядом с офисом компании расположены детский сад и местный клуб. Поэтому мы подарили самым юным жителям села детскую площадку с надлежащим оборудованием, поиграть на которую своих ребятишек мамы и бабушки привозят и из окрестных сел. В хорошую погоду здесь с утра и до вечера масса малышей.

Наша идеология подразумевает, что мы в обязательном порядке будем инвестировать определенные средства в ремонт и содержание тех школ и сельских клубов, которые расположены на территории сельсоветов, куда будет приходить «Зеленая долина». Будем помогать библиотекам там, где они еще остались. Потому что понимаем – детство, прошедшее без общения с умной, доброй книгой – во многом теряет палитру ярких, радостных красок. Работа эта будет плановой и комплексной. И не потому, что мы делаем что-либо во имя пресловутого «пиара». Нет, нам просто комфортно именно так строить социальную политику холдинга, обозначать приоритеты. Ведь дети, которые играют сегодня на прекрасно оборудованной детской площадке, построенной нами, через 10 лет вырастут, и перед многими из них встанет проблема выбора. Уехать из Борщевого, чтобы вряд ли когда-нибудь сюда вернуться, или же остаться на своей малой родине, преображая ее для тех детей, которые придут вслед за нынешними? Так вот: мы бы хотели, чтобы выбор был сделан в пользу Борщевого. И мы делаем все для того, чтобы они остались. Наша социальная миссия очевидна – хочешь жить в мире, пригодном для человеческого общежития, - построй его таким.

Уникальность проекта привлекает

И Корнев с командой, молодой и энергичной, строит. Не только детские площадки, но и коттеджи для своих специалистов, которых он приглашает отовсюду. Не потому, что в хозяйстве не хватает квалифицированных кадров – при том стремительном развитии, которое переживает сегодня «Зеленая долина», время от времени здесь испытывают в них потребность. Наслышанные об инновационной сущности агрохолдинга, о тех заманчивых перспективах, что обещает его дальнейшее развитие, сюда едут не только с территорий тамбовской области, но и из других регионов: Липецка, Белгорода, Москвы и Санкт-Петербурга. Здесь рады будут строителям и агрономам, механизаторам и водителям, логистам и специалистам коммерческого департамента, асам пиар-технологий и креативно мыслящим менеджерам, специалистам по подбору персонала. Позарез нужны специалисты со знанием иностранных языков. В компании целенаправленно создается кадровый резерв, и задача-минимум – иметь в нем не менее ста сотрудников нужных холдингу профессий, чтобы по телефонному звонку человек мог выйти на работу.

Конечно, МичГАУ, который окончил и сам Михаил Корнев, и часть его управленческой команды, и сегодня остается основным поставщиком молодых специалистов для производства, да и в плане научных исследований МичГАУ – проверенный партнер «Зеленой долины». Но и с Тимирязевской академией выстраиваются интересные конструктивные связи. Спрашиваю, что же привлекает в «Зеленую долину», в общем-то, в российскую глубинку со всеми вытекающими отсюда издержками быта и бытности, специалистов ультра-класса:

- Уникальность и глобальность проекта, - не задумываясь, отвечает Михаил. - Сюда приезжают увлеченные люди. Да, приезжают на какой-то период времени, потому что понятно же: москвичи, а тем более - те же голландцы, навсегда Москву или Амстердам на наше Борщевое не сменят. Есть семьи, расту дети, которым требуется столичная культурная и образовательная среда. Но и в тот период, пока они работают в Борщевом, они нас уже многому научили. И продолжают учить…

И в этом тоже проявляется инновационное начало «Зеленой долины» - она формирует в человеке экономику совершенно нового типа. Экономику знаний и социальной ответственности.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 24 июля 2013

Заголовок в газете: «Зеленая долина» - путь к лидерству

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру