Поистине счастливое число!
Тамбовчане, благодаря Театральному фестивалю имени Н.Х. Рыбакова, в котором ульяновский театр принял участие уже в третий раз, смогла по достоинству оценить мастерство этого замечательного коллектива. Поближе познакомиться и с замечательным актерским составом и с оригинальными постановками.
Напомним, что в 2007 и в 2010 годах драматический театр имени И. А. Гончарова увез с собой награды. И немудрено. Ведь на первом Рыбаковском фестивале номинировался народный артист России Борис Александров. А на пятый, юбилейный, фестиваль ульяновцы привезли номинанта — народную артистку РСФСР Кларину Шадько. А это звёзды Ульяновской драмы! Во время спектаклей по произведениям А. Островского и Н. Думбадзе тамбовчане были в восторге от игры мастеров сцены и также полюбили их, как и ульяновцы. По достоинству игру актёров оценило и фестивальное жюри. Александров получил премию «Актёр России», а Шадько — премию «Актриса России». Конечно, это далеко не первые значимые награды в творческой судьбе актёров. Но, как они признавались на тамбовских итоговых пресс-конференциях, получение именно актёрской премии на Рыбаковском фестивале для них очень дорого и это высшая оценка их труда.
Да здравствует новый «Актер России»?
С 1987 года играет на сцене Ульяновского драматического театра и номинант VII Рыбаковского фестиваля — заслуженный артист России Владимир Кустарников. Он дебютировал в театре в постановке нового тогда художественного руководителя Юрия Копылова «Ричард II» по трагедии Шекспира. Молодой актёр блистательно справился с очень трудной ролью. С той поры каждая работа Владимира Кустарникова привлекает внимание зрителей. Его ролям - Гамлет и царь Фёдор Иоаннович - театральная критика дала очень высокие оценки. В дальнейшем актёр много раз радовал публику оригинальными трактовками своих персонажей. А за роль Шлюка в спектакле «Шлюк и Яу» по пьесе Г. Гауптмана Кустарников был удостоен приза на театральном фестивале «Актёрские звёзды» в Белгороде.
В спектакле – участнице фестивальной программы нынешнего Рыбаковского фестиваля - «Двенадцатая ночь, или Как пожелаете» по Шекспиру в постановке Юрия Копылова Владимир Кустарников играет Мальволио. И хотя это роль второго плана, но Кустарников настолько в ней ярок, что невольно становится центром тех сцен, где действует его герой. Хотя, чувствуется, что актёр он ансамблевый, и не старается «тянуть одеяло на себя». Просто зритель не может оторвать взгляда от пластики артиста, его постоянно меняющейся мимики. Когда играет Кустарников, то слушаешь каждое слово его персонажа. На протяжении всего спектакля публика не только смеётся над напыщенностью и самодовольством Мальволио. Есть сцена во втором действии, когда зритель даже начинает сопереживать нелепому персонажу, над которым насмешничают сэр Тоби, Мария и Шут, настолько пронзительно артист произносит свой монолог. Владимир Кустарников обладает необыкновенно разнообразной актёрской палитрой. Это позволяет сказать, что роль Мальволио, бесспорно, можно считать большой удачей в его творческой деятельности.
Театр – в когорте лучших в России
Бесспорно, мастеров такой величины мог воспитать и помог им раскрыться только настоящий театр. А Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова таковым и является. ведь у него большая и славная история.
Первое упоминание о театре в Симбирске, а именно так первоначально назывался Ульяновск, появилось в 1774 году, когда 27 ноября была поставлена комедия господина Веревкина «Пугачёв Емелька». Стабильное существование тетарльной труппы начинает свой путь в 1780 году с крепостного театра богатого симбирского помещика Николая Дурасова. Позже в спектаклях вместе с крепостными артистами стали принимать участие и «благородные лица». Давались комедии, трагедии, отрывки из опер и водевили. Писатель Иван Гончаров, уроженец Симбирска, приехавший погостить в родной город, и посещая театр, он, эстет из Петербурга, скучал на его спектаклях, но понимал всю значимость существования театрального коллектива. А через десять лет газеты Симбирска восторженно отзывались о деятельности городского театра. В 1879 году в городе открылось новое каменное здание, которое возвёл заядлый театрал Митрофан Прянишников. Ставились пьесы Островского, Сухово-Кобылина, Гоголя, Шиллера и даже Чехова.
После октябрьской революции актёры объединились в «Товарищество профессионального союза тружеников сцены», и творческая жизнь в театре продолжилась. Документ об организации в Ульяновске государственного драматического театра с постоянной труппой, появился летом 1935 года. Его художественным руководителем стал Александр Верховский, пригласивший для участия в одном из спектаклей одну из величайших актрис Малого театра Елену Гоголеву. Во время Великой Отечественной войны, как и во всех театрах страны, в Симбирске были организованы фронтовые концертные бригады. В послевоенный период театральное здание претерпело три реконструкции. После третьей, произошедшей в 2007 году театру было присвоено имя Ивана Александровича Гончарова.
Эпоха Копылова – золотое время театра
Одна из самых значимых вех в истории театра связана с именем Юрия Копылова, который с 1987 года на протяжении 23 лет возглавлял Ульяновский драматический. В 2010 году он сложил полномочия худрука и спустя несколько лет скончался. А ведь именно с ним ульяновская драма достигла нынешнего расцвета. Ядром театра Копылова всегда была классика — Шекспир, Мольер, Гольдони, Чехов, Островский, Гончаров, Тургенев, Ануй, Сартр... А в последние дни своей жизни Юрий Семенович начал работу над новой сценической редакции своего спектакля 1994 года «Двенадцатая ночь, или Как пожелаете». Он мечтал не просто восстановить спектакль, но дать ему новую жизнь, омолодить знакомые сюжетные ходы, привнеся в знакомую всем историю фантазию нового поколения молодых актеров Ульяновского драматического театра, но увы не успел...
В память об отце и Мастере
Работу над постановкой продолжил его сын Максим Копылов, известный тамбовским театралам по сыгранной им главной роли в спектакле "Я, бабушка, Илико и Илларион" - участнице V театрального фестиваля имени Н.Х. Рыбакова.
"Внешний рисунок старого спектакля максимально сохранен. - вспоминает Владимир Кустарников, который 18 лет назад сыграл Эндрю Эгьючика - Этого добивался еще при жизни Юрий Семенович, начавший работать над восстановлением спектакля. И Максим очень бережно относится в этом смысле к творческому наследию своего отца. Более того, если кто-то из актеров первого спектакля заходит посмотреть на репетиции и говорит: а вот здесь у нас было так-то и так-то, Максим настойчиво заставляет вспомнить, как именно. Он постоянно повторяет, что такие вещи надо помнить. Он стремится, чтобы в новом спектакле осталось как можно больше из того, что наработал в свое время его отец. При этом молодые актеры не просто через силу натаскивают на себя предыдущий рисунок предыдущего спектакля, но присваивают ему свою собственную индивидуальность. Нельзя по-другому. Времена-то иные. Но движения, мизансцены и сценография Станислава Шавловского остаются неизменными".
Вот Эндрю Эгьючик с его манерностью, одновременно забавный и трогательный, но уже в исполнении Виталия Злобина, вот аппетитная хохотушка Мария, камеристка Оливии, ярко сыгранная Ольгой Новицкой.
Энергична и стремительна Екатерина Поздышева, балансирующая на грани двух образов – Виолы и Себастьяна. Ей хватает лишь пары штрихов, чтобы «превратиться» в Себастьяна: чуть сгорбленная спина и немного более хриплый голос. Кстати, после спектакля зрители высказали пожелание руководству ульяновского театра выдвинуть её в следующий раз номинантом на очередной Рыбаковский фестиваль. Симпатичны откровенно валяющие на сцене дурака Сергей Чиненов (шут Фесте) и Денис Бухалов (сэр Тоби Белч). При всем внешнем соответствии сценическим образам Оксаны Романовой и Дениса Верягина их герои – графиня Оливия и герцог Орсино теряются на фоне шутовства. А лицедейство молодежи, в свою очередь, отступает перед игрой мастера сцены, коим и является сегодняшний номинант на премию "Актер России".
Пьеса – как любая другая шекспировская – знала не менее миллиона постановок, но была ли такая, в которой роль Мальволио стала бы бенефисной для исполняющего ее актера?
Мнение.
Заместитель главы администрации Тамбовской области, член жюри, Сергей Алексеевич Чеботарев: "Говорят, что искусство актера мимолетно. Нечто грандиозное, созданное им на театральной сцене чаще всего не фиксируется на видеопленку, а стало быть не может передать того эмоционального заряда, который получает зритель в театре. В лучшем случае, память об актере живет до тех пор, пока живы те люди, которые по достоинству оценили его талант. И то приношение, которое на протяжении десяти дней вот уже семь лет подряд совершается в стенах тамбовского театра, это самый значительный и мощный памятник театралу."