Ровесник губернии

Сколько лет существует самарская губерния, столько лет действует в Самаре и главная театральная площадка

Сколько лет существует самарская губерния (ныне область), столько лет действует в Самаре и глазная театральная площадка, которая сегодня называется Самарским академическим театром драмы имени Максима Горького. 

Сколько лет существует самарская губерния, столько лет действует в Самаре и главная театральная площадка

160 лет побед и удач

Вместе с областью он в 2011 году отметил своё 160-летие. На специальный вечере-капустнике, названном «Ровесник губернии» вспомнили историю появления и развития театра в Самаре, его главные удачи. Не забыли и о знаковых исторических фигурах, которые оказали влияние, как на историю города, так и на его театр: Ленин, Горький, Куйбышев, Алабин и Чапаев. Всевозможные государственные и фестивальные награды, особенно последних лет, подтверждают успехи коллектива. А то, что творческая жизнь труппы и в российских театральных кругах считается весьма значимой, говорит такой факт - выход специального номера журнала «Театральная жизнь», посвящённого Самарскому академическому театру драмы.

Имена, имена, имена...

Новорождённый профессиональный постоянный театр о себе заявил сразу же громко, начав первый сезон в 1851 году с «хита» того времени, комедии Николая Гоголя «Ревизор». Последующие годы труппа успешно пополняла не только репертуар, но и театральную кассу. Ибо на подмостки выходили весьма талантливые актёрские личности: Пелагея Стрепетова, Александр Ленский, Модест Писарев, Мария Савина, Павел Орленев.

Самарцы, очень любившие свой театр, решили, что хорошая труппа должна иметь не только добротные театральные стены, но и очень красивые. Так появляется проект каменного здания архитектора М. Чичагова. Воздвигнутый на крутом берегу Волги в условно-русском стиле театральный дворец, открывший занавес в 1888 году, и сегодня потрясает каждого приезжающего в Самару, является настоящей архитектурной жемчужиной города.

Имя Горького - не дань условностям

В 90-е годы XIX века на страницах «Самарской газеты» по спектаклям театра любил пройтись критикой юный Максим Горький, писавший в ту пору под вычурным псевдонимом Иегудиил Хламида. Причём, в выражениях начинающий журналист себя не стеснял: «...баритон вышел на сцену с грацией голодного верблюда и выпустил в зал унылое тремоло». Но в то же время драматургические произведения Горького первыми увидели именно самарские зрители. Премьеру спектакля по повести «Фома Г ордеев» публика посетила в 1901 году. С той поры и началась сценическая жизнь произведений Максима Горького. А после кончины писателя в 1936 году его имя увековечили, присвоив драматическому театру Самары.

С Монастырским театр стал академическим

Немало невзгод труппа претерпела в лихие революционные годы начала прошлого столетия. Стабильность и творчество пришли лишь в 1926 году, когда театр встал полностью на «советские рельсы». В годы Великой Отечественной войны театр активно осваивал патриотический репертуар. На его сцене появились: «Нашествие» Леонова, «Фронт» Корнейчука, «Русские люди» Симонова. Но в то же время не сходила со сцены и шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта». Классический репертуар особенно большим успехом пользовался у самарской публики в эпоху главного режиссёра П. Монастырского. Он весьма успешно стоял у руля театрального корабля 44 года. Его спектакли были отмечены дипломом Министерства культуры, Государственной премией РСФСР, золотой медалью имени А. Попова, театр получил наименование «академический» и орден Трудового Красного знамени. В 1995 году Петр Монастырский ушёл в отставку.

Их знают и в России, и за рубежом

Пост художественного руководителя театра принял Вячеслав Гвоздков, который не только до сегодняшнего дня поддерживает высокую планку самарской драмы, но вместе с коллективом весьма успешно покоряет фестивальные высоты, выезжает на гастроли за рубеж.

В Тамбове на театральном фестивале имени Н. Х. Рыбакова Самарская драма впервые появилась в прошлом году. Коллектив привёз спектакль «Любовные письма» по А. Гурнею в постановке заслуженного деятеля искусств России Вячеслава Гвозд-кова. Режиссёр поставил «Письма» на двух ведущих актёров театра - народных артистов Российской Федерации Жанну Надеж-диной-Романенко и Владимира Борисова, которые номинировались на главные премии фестиваля. Но получил ее Владимир Борисов! Жюри отметило его необычайно богатую актёрскую палитру и высокий профессионализм.

Драма семьи или гибель "Титаника"

Самарский академический решил закрепить успех и представил в этом году на VII Рыбаковский фестиваль американскую сагу Т. Леттса «Август. Графство Осэйдж». Пьеса дарит актрисам среднего и позднего возраста - долгожданные роли, что для нашего сильно просевшего театра представляет жгучий творческий интерес - а дело в том, что это и в самом деле превосходная пьеса.

А начинается с того, что уходит из дома глава семьи престарелый поэт и алкоголик Беверли Уэстон (Юрий Машкин). По-видимому, он погиб, и по этому печальному поводу съезжается вся большая семья. Скорбный и чинный ритуал за общим столом. Правда, его то и дело нарушает звон мобильника. Это все бестактный Стив, жених одной из трех сестер, счастливой толстушки Карен (Влада Филиппова). Он вообще-то большая скотина, вернее порядочный кобелина, этот Стив, но талантливый актер Владимир Сапрыкин не спешит с разоблачением. Поначалу его герой и чуть наивен, и чуть комичен и, пожалуй, не лишен своеобразного обаяния. Он из тех, что своего не пустят. Наткнувшись на четырнадцатилетнюю дочку своих будущих родственников, Стив тут же «делает стойку», послав подальше и траур в семье, и то, что сам он вполне себе «дядька» рядом с этой «Лолитой», которая как-то вяло и как бы в полусне, а впрочем «шалости дядьки» не отвергает. Эта самая Джин привычно курит травку, и гормональное любопытство далекой Лолиты давно переплавилось в тотальное равнодушие и скуку. Как-то даже не хочется говорить о «естественности и свободе исполнения» молодой Алены Латухиной, так «абсолютно натурально» существование на сцене этой Джин - сама «натура», и сама наша беда, как она есть едва ли не на каждом углу и не у каждого подъезда. И как не понять бессилие, ужас и любовь ее отца, элегантного и несчастного Билла в замечательно верном и вполне узнаваемом исполнении народного артиста России Владимира Борисова.

Жанну Романенко полюбили и признали

Впрочем, история этой «пары» - лишь один из многих сюжетов этой многофигурной композиции. Еще один сюжет - сама хозяйка дома Вайолет. В исполнении народной артистки России Жанны Романенко, которая вновь номинирована на премию «Актриса России», возникает «многовариантный» характер.

В огромном по времени спектакле — три часа тридцать минут — актриса передает драму разрушения и самой личности, и семьи своей героини, играет, не щадя ни собственных нервов, не зрительских. Образ Вайолет сложный, и Романенко использует все краски актёрского мастерства, чтобы достучаться до сердец зрителей. И сердца не раз на протяжении всего спектакля действительно сжимаются от осознания, как человек, проживший большую жизнь, может потерять и себя, и мужа, и детей.

В финале весь «многоквартирный» дом семьи Уэстон (художник Олег Головко дает его «в разрезе» так, что высвечивается то одна, то другая ячейка семейного улья) медленно уходит под воду, и морская стихия, где вольно плывут дельфины, достигает самого верха. Там, «на капитанском мостике», остается лишь мать семейства, хозяйка дома Вайолет Уэстон и ее помощница по хозяйству индианка Джоанна Моневата (Надежда Попова).

35 лет в Самарском драматическом...

Служит Жанна Романенко За это время она воплотила на его сцене более 80 работ. Критика всегда отмечала присущий актрисе высокий профессионализм и свой выразительный почерк. Он-то и снискал ей популярность у зрителей. Жанна не раз была удостоена звания «Самарская театральная муза». А в январе прошлого года Романенко была награждена званием «Женщина — представитель культуры и искусства 2011» по итогам самарской областной акции «Женщина года». И седьмой Рыбаковский принес признание в прямом и фесьивальном смысле слова...

«Дон Жуан» стал настоящим подарком для тамбовчан

Завершал Рыбаковский фестиваль этого года так же самарский спектакль. «Дон Жуан» по пьесе Ж.-Б. Мольера стал настоящим подарком любителям театра. Это авторская версия знаменитого болгарского режиссёра Александра Морфова. Художественный руководитель В. Гвоздков перенёс её на самарскую сцену и задействовал актёрскую молодёжь. Получилось динамичное, порой даже хулиганское, но очень яркое зрелище, которому зритель внимал, не отрываясь почти три часа. «Дон Жуан» поставил достойную точку в театральном празднике. 

Мнение.

Заслуженный работник культуры России, театральный критик, член жюри, Николай Иванович Жегин: "Автора не тревожат поиски «новых форм», он поднимает «вопросы», актуальные для любой «среднего класса» семьи, и его герои - люди как люди. Спектакль в Самарской драме, помимо прочих его достоинств, тем-то особенно и хорош, что постановщик Вячеслав Гвоздков и режиссер спектакля Сергей Щипицин не прибегают к языку темных метафор, не уводят внимание от сути человеческих отношений.”

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру