- Марина Александровна, почему Вас заинтересовала тема Соборной площади?
- Архитектура, как один из видов искусства, входит в круг моей профессиональной компетенции. А поскольку архитектурные памятники, расположенные на Соборной площади и близ нее, являются в Тамбове самыми ранними по времени возведения, то вполне естественно, что именно они в первую очередь привлекли к себе внимание.
- В книге 350 страниц. Все они посвящены Соборной площади?
- Книга действительно получилась объемной. Во-первых, оказалось, что мы очень мало знаем как о самих архитектурных памятниках площади, так и ее историю, поэтому значительную часть издания составляют исторические очерки о строительстве.
Во-вторых, в разные периоды времени площадь меняла свои размеры. Например, в конце XVIII - первой половине XIX века она включала в себя не только пространство близ собора, а ограничивалась улицей Дворцовой (ныне Советская) и тянулась от Студенца до улицы Гимназической (ныне Коммунальная). Поэтому в книге рассказывается о многих зданиях, которые расположены за пределами современной площади: почтамте, гостином дворе, присутственных местах и др.
- Какие открытия сделаны в процессе работы над книгой?
- Ранее считали, что на площади в разное время существовало только два Преображенских собора - деревянный, который был возведен в год основания крепости, и сохранившийся поныне каменный, заложенный епископом Питиримом в 1694 году. Однако во время раскопок 2011 года, проводившихся с целью обнаружения фундамента колокольни, были открыты фрагменты основания еще одного деревянного собора - времени учреждения в 1682 году Тамбовской епархии. Кроме того, были найдены части изразцового декора соборных печей, изготовленных в то время в Москве.
"Бородин подвел Державина с поставкой кирпича"
- Какими источниками Вы пользовались, откуда черпали новую информацию?
- Главными источниками новых сведений, помимо археологических данных, являлись архивные документы. Сохранилось много бумаг времени наместничества Г.Р. Державина. Последний должен был перестроить Тамбов по регулярному плану и возвести каменный административный квартал с домом генерал-губернатора в центре площади. Для этого началось строительство кирпичного завода, состоявшего из печей и двадцати 80-метровых сараев. Но градостроительный проект на площади не осуществился, поскольку весной 1787 года купец Бородин подвел Державина с поставкой кирпича, а летом началась война с Турцией, поэтому все строительство свернули и весь заготовленный материал пошел на сооружение моста через речку Студенец, про который ваша газета писала ранее. Если бы планируемые при Державине постройки были возведены, то у нас не было бы площади, называемой Соборной. Она была бы совсем иной и называлась, скорее всего, по-другому.
Однако труды Державина, построившего кирпичный завод, не были напрасными, поскольку кирпич в Тамбове стал дешевле дерева. Этим воспользовался епископ Феофил, который, купив часть завода, отстроил Казанский монастырь. После того как другая часть завода была "приватизирована" купцами, кирпич в Тамбове значительно подорожал. Если при Державине тысяча кирпичей стоила 2,5 рубля, то после него стала стоить 6-8 рублей.
Колокольня - памятник победе
- Ваша книга посвящена 375-летию города Тамбова и 200-летию Отечественной войны 1812 года, которое отмечается в нынешнем году. Как Соборная площадь связана с нашествием французов?
- Со дня основания города его центральная площадь собирала горожан в дни радости и печали - прежде всего, во время начала и окончания войн. С нее тамбовские полки отправлялись на поля сражений с наполеоновской армией. После войны на площади на средства жителей губернии было завершено строительство колокольни, которая воспринималась как памятник победе. Колокольню снесли в 1930 году, а сегодня она восстанавливается по инициативе епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия на средства благотворителей.
- Не могли бы Вы рассказать о зданиях, расположенных сегодня за пределами площади, о которых говорится в книге?
- Возьмем, к примеру, здание почтамта. На его фасаде стоит год, ныне считающийся временем постройки, - 1786-й. Судя по дореволюционным фотографиям, этой даты на здании не было. Скорее всего, она появилась после выхода в 1979 г. книги Е.И. Юстовой и М.М. Максимова "Тамбов. Памятники архитектуры", в которой, со ссылкой на опись города 1805 г., об этом доме говорится: "Построен он в 1786 году, но в дальнейшем перестраивался и первоначального облика не сохранил".
Однако оказалось, что в описи указывалось совсем другое здание - первая постройка, которую стали возводить для почтовой службы наместничества в 1784 г. по образцовому проекту Н.А. Львова. Двухэтажный каменный дом с двумя флигелями, как свидетельствуют документы, разместился на левом берегу Студенца, в начале улицы Козловской (ныне Мичуринская), западнее Троицко-Ни-кольской церкви, на месте которой сегодня стоит танк "Тамбовский колхозник" - в 13-м квартале первой части города.
А современное здание почтамта было построено в начале 1860-х годов в архитектурных традициях историзма, поэтому оно и выглядит так архаично.
Историческая несправедливость
Если идти от Соборной площади по улице Октябрьской дальше, то с правой стороны увидим здание бывшего Акцизного управления, построенное в начале XX в. (на дореволюционных фотографиях оно представлено с соответствующей вывеской). На этом доме сегодня ошибочно установлена памятная доска с текстом: "В этом здании Зимнего театра в 1876 г. сыграл свой последний спектакль великий русский актер Николай Хрисанфович Рыбаков". Однако к Рыбакову эта постройка не имеет никакого отношения. Судя по архивным документам, в последние годы жизни актера театр размещался в доме Ф.Ф. Федорова на улице Дворянской (ныне Интернациональная), около храма Архидиакона Стефана (на этом месте сегодня находится Пушкинская библиотека). Сохранилась переписка Федорова с городской управой по поводу получения субсидии на содержание здания театра (в письмах указывается его точный адрес). Лишь в 1895-1902 гг. под Зимний театр был перестроен каменный дом усадьбы Гонель, располагавшийся, как говорится в источниках, "на площади Присутственных мест 2-й части 27 квартала под №№ 9 и 10". В начале XX в. помещение Зимнего театра разобрали, а на его месте возвели новое здание - для Акцизного управления.
- Что же получается, Тамбов так и продолжает оставаться для нас "неизвестным"?
- Ситуация вполне естественна. Необходимо время и желание конкретных людей, чтобы изучить документы, которых в архиве сохранилось множество. Эта работа длительна и кропотлива - не каждый человек может ею заниматься. Главное, чтобы она была профессионально организована ведомством, которое обязано изучать и охранять памятники.