Мост из прошлого в настоящее

Единственная постройка времени Державина может быть разрушена…

В Тамбове рассматривается идея строительства еще одного подземного перехода – у стадиона «Спартак», на перекрестке улицы Советской и Студенецкой набережной. Пешеходный тоннель предполагается проложить под мостом над речкой Студенцом, который является историческим памятником. 

Единственная постройка времени Державина может быть разрушена…

Мало кто знает, что студенецкий мост – единственная каменная постройка периода, когда правителем Тамбовского наместничества был Г.Р. Державин. С XVII века мост был деревянным и по располагавшемуся рядом подворью Мамонтовой Николаевской пустыни именовался Никольским. По нему каждый путник, ехавший из Москвы, следовал в центр Тамбова, поэтому мост имел не только практическое, но и представительское значение.

Копия Яузского моста

Главной задачей Державина, который прибыл в Тамбов 4 марта 1786 года, являлась перепланировка города по утвержденному Екатериной II плану и организация строительства каменных зданий на центральной площади – домов генерал-губернатора, губернатора и присутственных мест. Державин наладил добычу и поставку строительных материалов (камня, дерева, извести, глины) и начал возводить кирпичный завод.

В 1784 году был построен новый деревянный Никольский мост, но после каждого половодья его по-прежнему приходилось чинить, поэтому генерал-губернатор И.В. Гудович решил возвести на его месте каменный. Об этом рассказывает в письме чиновник Н.С. Степанов, командированный Державиным в Москву для поиска кирпичных дел мастеров. «Явился я, – писал 30 июля 1786 года Степанов Державину, – у его превосходительства Ивана Васильевича (Гудовича) и через два дня ездили к архитектору Бланку и с ним… к Яузскому мосту, который делается каменный. Рассматривая оный, (Гудович) изволил приказывать делать (мост) в Тамбове». В данном письме говорится о мосте у Яузских ворот, близ храма Троицы в Серебряниках, где в 1781 году по проекту Карла Ивановича Бланка была возведена колокольня. Там же, недалеко от Кремля на берегу Москвы-реки, с 1764 года зодчий строил Воспитательный дом.

Автор проекта Яузского моста остается неизвестным, но, возможно, им был Бланк, поскольку из письма Степанова видно, что в 1786 году архитектор стремился показать именно эту постройку. Мост, о котором идет речь, не сохранился (на его месте стоит новый, Астаховский), а в Тамбове до сих пор действует каменный мост державинского периода и, судя по сохранившимся рисункам Яузского моста, он является его копией. Если тамбовская постройка возводилась всё же не по проекту Бланка, то, по крайней мере, по чертежам Яузского моста, взятого за образец.

Почему забыли про памятник?

Каменный мост в Тамбове начали сооружать 2 сентября 1786 года под личным наблюдением Державина. Сначала к стройке, за которую отвечал комендант города М.Д. Булдаков, были приписаны батальонный фурьер, отвечавший за снабжение, и один мастеровой человек. Из Моршанска водным путем сюда доставили специально изготовленную полубарку для перевозки бутового камня и плоты с дубовым лесом для свай. Поскольку движению плотов препятствовали мельничные плотины, то при подходе к каждой из них плавательные средства разбирали, и лес поштучно перетаскивали. В тот период для построения моста было отпущено 28 сажен бутового камня и 300 четвертей извести.

Когда в 1787 году в Тамбове должно было начаться строительство административных зданий, то обнаружилось, что поставщик кирпича купец М. Бородин не выполнил обязательств, а весь имевшийся материал шел на сооружение моста. Поэтому начало стройки на центральной площади перенесли на 1788 год, а затем совсем остановили из-за русско-турецкой войны и прекращения финансирования. 1788 год совпал с окончанием возведения студенецкого моста и с концом губернаторской карьеры Державина.

Помимо моста при Державине в Тамбове шло строительство каменной Московской заставы, зданий театра и Духовной семинарии. Театр, после отставки Державина, если и был окончен, то по своему назначению не использовался, семинарский корпус впоследствии перестраивался, а Московскую заставу снесли. Таким образом, из всех перечисленных построек державинского времени ныне сохраняется лишь один мост через Студенец, который до сих пор не имеет статуса ни памятника архитектуры, ни истории и культуры.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру