Модернизация с человеческим лицом

Как в ходе реформ не выплеснуть ребенка

В редакцию “МК в Тамбове” пришло очередное письмо от читателей. Озаглавлено оно было сверхэмоционально: Беспредел чиновников - уничтожение школ в тамбовской области. Как правило, к таким заявлениям сразу относишься настороженно – “Ты сердишься, Юпитер, значит, ты не прав”. Но мы все же решили разобраться в ситуации, чтобы понять – что угрожает школьникам города Уварово и как проходит объединение школ в других территориях области. 

Как в ходе реформ не выплеснуть ребенка

От первого лица

Часть письма приводим без купюр и с сохранением пунктуации и орфографии авторов. “…К чему мы катимся!!! Это надо не медленно останавливать!!! Осталось только сделать платными школы и всё: пожалуйте в страну неучей!!! Добрались до г. Уварово, который вообще хотят оставить без общеобразовательной школы!!!

На данный момент в городе осталась одна МОУ СОШ №3 им. А.И. Данилова – это старейшая (1843 г.), самая крупная и востребованная школа города (около 1400 учащихся), которая носит высокое имя Александра Ивановича Данилова (бывший министр просвещения РСФСР, который в 1936–1939 гг. работал в нашей школе учителем истории и завучем), самая обучаемая (в 2010 г. из 17 медалистов, 15 медалей получили учащиеся нашей школы, на ЕГЭ два стобальника и т.д. и т.п.).

И есть МОУ Лицей (около 500 учащихся) во главе с неким Ардабьевым, который уже “съел и не подавился” одну школу, выкинув на улицу ее директора. По местным телеканалам и в интернете на их сайтах только и слышно: Лицей то-то, а вот в Лицее... Только почему-то не говорят как они добиваются того, чтобы хоть кто-то из их учеников достигали хоть каких-то результатов, а происходит это так: бедного ребенка освобождают от всех занятий на несколько месяцев и готовят только по одному предмету, в это время, по другим предметам ему “рисуют пятерки”. Это же преступление и издевательство над личностью ребенка, они, что не понимают, что однобокое развитие – прямой путь к шизофрении!!! Доказательством этому служит тот факт, что один из учеников, выиграв всероссийскую олимпиаду по обществознанию, ЕГЭ по математике сдал на 2”.

Что ж, суть конфликта ясна. Одну школу присоединяют к другой, и, естественно, есть мнения за и против. Но зачем вообще кому-то потребовалось ломать устоявшуюся школьную систему?

История вопроса

В Тамбове волна схожих конфликтов прокатилась 3 года назад. 1-ю школу присоединяли к 6-й, 19-ю – к 12-й, 35-ю – к 9-й и так далее. Слухи рождались один страшнее другого: “Школы закроют… Здания продадут… Учителей выгонят на улицу…” Родители и учителя кричали на собраниях, пикетировали городскую Думу, писали возмущенные письма. И чаще всего звучал недоуменный вопрос – зачем?

Зачем вообще что-то трогать в десятилетиями устоявшейся системе? Зачем подвергать стрессу и без того задерганных учителей и запутавшихся учеников? Аргументы, выдвигаемые властью, оказались очень простыми. Если проанализировать выступления Натальи Астафьевой (начальника областного Управления образования и науки), все их можно свести к следующему: детей в школах с каждым годом становится меньше – сказывается “демографический провал”. Это раз. Меньше детей – меньше средств выделяется на школу и на зарплату учителям. Это два. Обветшавшие здания нуждаются в ремонте, а иногда и в полной перестройке. Это три. Денег на то, чтобы ремонтировать (а еще и отапливать, освещать и вообще – содержать) полупустую школу никто не даст. Это четыре. А есть еще пять, шесть, семь и так далее – это необходимость качественно нового образования, а значит, и нового уровня подготовки педагогов, нового оборудования, новых критериев оценки; это желание сохранить сами здания школ для будущих учеников, которых уже становится больше.

Сейчас, оглядываясь на три года назад, можно признать, что смелый и даже довольно жесткий эксперимент, поставленный в Тамбове, принес свои плоды. Александра и Светлана когда-то сами учились в 12-й школе – первой тамбовской гимназии.

“20 лет назад мы знали, что учимся в лучшей школе города. Все выпускники поступали в вузы – из нашего класса только два человека поступили на следующий год. Своих детей несколько лет назад мы тоже привели сюда, но разница оказалась огромной – поменялся коллектив, сама атмосфера, гимназия превратилась в обычную школу. Английский и другие гуманитарные предметы – еще куда ни шло, а вот физика и математика – совсем слабо”.

Александре даже пришлось старшего сына, подающего математические надежды, перевести в другую школу. А вот дочь осталась. Поэтому грядущей реорганизации ждали с определенным страхом: “Здание 12-й гимназии у нас под боком. Когда сказали, что ее объединят с 19-й школой и детей переведут в здание на Набережной, я возмущалась – дочери придется ходить по 2 километра ежедневно туда и обратно. Мы даже хотели перевестись в 9-ю школу, она ближе. Но прошло полгода, и мы поняли, что ничего страшного не происходит – дочери очень нравятся и новое здание, и преподаватели, да и к дороге она быстро привыкла”.

Светлана привела младшую дочь в гимназию уже после реорганизации: “Есть определенное чувство ностальгии, когда ведешь ребенка по тем же ступеням, где ходила сама. Но если честно, я уже жду, когда мы закончим начальную ступень и перейдем в новое помещение. Эта школа была старой, еще когда мы в ней учились. А сейчас в актовый зал уже даже страшно заходить. К переменам привыкать сложно, но в данном случае я вижу, что они – к лучшему”.

Не вдаваясь в подробности, скажем, что объединение других школ к непоправимым последствиям тоже не привело. Как правило, к более наполненной школе присоединялась менее наполненная, и это позволяло равномернее распределить нагрузку на классные кабинеты, отремонтировать их, в ряде случае даже поднять зарплату учителям. Так что же так пугает и возмущает людей?

Человеческий фактор

Анне я дозвонилась через неделю после того, как ее письмо поступило в редакцию. Познакомились. Выяснилось, что Анна преподает в школе №3 г. Уварово. Сейчас сидит в декретном отпуске с малышом. Всего у нее трое детей, и старший ходит во второй класс все в ту же третью школу. Поэтому поводов опасаться за судьбу учебного заведения у нее более чем достаточно. В ходе разговора пытаюсь выяснить, что же терзает Анну больше всего. “У нас школа лучше, почему ее присоединяют к лицею, а не наоборот? Почему наш директор оказывается невостребованным? А вы знаете, как с нами разговаривают? А куда пойдут наши дети завтра? Мы же ничего толком не знаем… Нам говорят – финансирование, ремонт… Но ведь школа – это не рынок, здесь не всё зависит от денег. Школа – это традиции, атмосфера. Мы каждого из своих деток вытянуть хотим, нам не нужны рекордсмены! А что с ними будет в лицее? А если они не потянут лицейскую программу? Больше-то им идти некуда, других школ в городе нет!”

Редакция “МК в Тамбове” не может ответить на эти вопросы. И мы приглашаем к диалогу депутатов, чиновников и общественность. Ведь главная цель реформ (простите за банальность) – сделать лучше, и желательно при этом, чтобы не получилось как всегда. Мы надеемся собрать всех заинтересованных лиц за круглым столом и получить ответы на вопросы Анны и других учителей и родителей. О результатах разговора обязательно расскажем в следующих выпусках “МК в Тамбове”. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру