Как у нас
Городской аэропорт, конечно, не Шереметьево, но авиарейсы осуществляются регулярно.
Утром по будням из Тамбова в Москву, а вечером обратно летают тридцатиместные Як-40. Самолеты не новые, но моложе разбившегося Ту-134. Средний возраст – 10–15 лет. Весь авиапарк принадлежит татарской компании “Ак Барс Аэро”, именно она с декабря 2010-го осуществляет авиаперевозки из Тамбова.
– Мы выиграли государственный контракт, – рассказал корреспонденту “МК в Тамбове” начальник отдела продаж ОАО “Ак Барс Аэро” Артур Насрутдинов. – И сам факт этого контракта говорит о том, что все наши самолеты соответствуют утвержденным российским стандартам безопасности. Мы же летаем в Европу, а туда просто так не пускают – необходимо соответствие международным нормам.
Кроме того, каждый пассажир воздушного судна подлежит обязательному личному страхованию от несчастных случаев на период воздушной перевозки. Обязательное личное страхование ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира воздушного судна, а также за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа и находящихся при пассажире вещей осуществляется перевозчиком.
По словам Артура Насрутдинова, все самолеты, летающие из Тамбова, каждые пять дней проходят специальное обследование и обслуживание в Бугульме на техбазе “Ак Барс Аэро”. В аэропорту Тамбова самолеты лишь дожидаются своего вылета – не больше.
– Все технические характеристики, состояние фюзеляжа, двигателей, салона, встроенного оборудования, систем навигации и прочего тщательно проверяются специалистами компании, – говорит Артур Камильевич. – А в нашем штате не только россияне, за самолетами следят и зарубежные специалисты. На пятнадцать процентов наш штат состоит из французов.
Летают на Як-40 и канадских CRJ-200 выпускники Ульяновского училища гражданской авиации. Все они прошли дополнительное обучение в Канаде. Каждый летчик налетал не менее шести тысяч часов. Правда, тамбовчан среди них нет – командиры авиалайнеров в основном из Татарстана.
За почти сорок лет работы “Ак Барс Аэро” лишь однажды произошла аварийная посадка – три года назад в Казани самолет не смог остановиться на взлетно-посадочной полосе. Она была слишком скользкой, и борт выехал за ее пределы. Однако обошлось без жертв.
– На самолетах, на которых летают тамбовчане, также летает правительство Татарстана, – рассказывает Артур Насрутдинов, – президент нашей республики, губернатор Челябинской области. Мы одинаково заботимся обо всех пассажирах. Да и, несмотря даже на катастрофу под Петрозаводском, авиатранспорт по статистике остается самым безопасным. Людей в воздухе гибнет во много раз меньше, чем на авто- и железных дорогах.
Что за “зверь” – Як-40?
Постановление Совета министров СССР о создании самолета для замены устаревших Ил-12 и Ил-14 вышло в 1960 году. Проект Як-40 был разработан в ОКБ Яковлева в 1964 году. Он стал первым в мире реактивным самолетом для местных авиалиний. Уже в 1967-м Як-40 был запущен в серийное производство на авиационном заводе в Саратове. Это первый отечественный самолет, получивший сертификаты летной годности Италии и ФРГ.
Авиалайнеры первых выпусков имели 24 пассажирских места. Некоторое время они выпускались с взлетной массой 14,7 т и числом мест 27, дальность полета составляла 710 км. Позднее приступили к выпуску улучшенного варианта – с взлетной массой 16,1 т, числом мест 32 и большей дальностью полета.
Як-40 демонстрировался в 75 странах мира, в том числе в США, где на него поступали заказы.
Всего же самолет поставлялся в 18 стран. Самое большое количество самолетов этого типа на май 2011 года – в авиапарке ОАО “Ак Барс Аэро” (7 шт.).
В 1923 году Тамбовский губернский отдел коммунального хозяйства приобрел самолет для борьбы с лесными пожарами и вредителями. В 1930 году в Тамбове открывается авиационная школа по подготовке пилотов и авиатехников гражданского воздушного флота, а через два года создается аэроклуб. С 1939 года полеты в нашей области начало выполнять Воронежское авиационное подразделение: по перевозке почты, охране лесов, выполнению заданий станции санитарной помощи. В послевоенный период на воздушных трассах страны появились новые скоростные самолеты, реконструировались и строились новые аэропорты, а в Тамбове на полевом неблагоустроенном аэродроме эксплуатировались самолеты По-2 и Ан-2 (в основном на местных воздушных линиях). В 70-х годах прошлого века были построены здания аэровокзала и гостиницы, взлетно-посадочная полоса с торцевым покрытием и современным радиотехническим оборудованием и др. В 80–90-х годах авиапредприятие имело регулярное воздушное сообщение с 35 областными и промышленными центрами страны, курортами Кавказа и Крыма. В 1993 году оно было переименовано в ОАО “АВИАТА”. С целью сохранения авиапредприятия и развития авиации в Тамбовской области в 2003 году руководством области принято решение о создании Тамбовского областного государственного унитарного предприятия “Аэропорт “Тамбов”. В 2008 году ТОГУП “Аэропорт “Тамбов” было акционировано и преобразовано в ОАО “Аэропорт “Тамбов”.