Недоброе утро
Официальная сводка ГУ МЧС по Московской области скупо передает ужасный дайджест трагедии: в 04.25 от очевидца поступило сообщение о ДТП с участием автобуса и грузового автомобиля, по прибытии на место в 04.40 установлено, что произошло попутное столкновение (автобус «Неоплан» врезался в грузовой автомобиль), участники ДТП двигались в сторону Москвы. По состоянию на 04.41 автобус горел по всей площади. В 04.55 по московскому времени пожар был ликвидирован, однако к тому времени автобус уже выгорел полностью. 10 человек погибли (большинство из них сгорели заживо), 4 человека госпитализированы. Водитель автобуса – 36-летний Владимир Куприянов – поступил в больницу в крайне тяжелом состоянии: у него глубокие ожоги спины, живота, рук и ног. Врачи считают чудом, что он еще жив, но прогнозы делать опасаются. Следственные органы надеются, что водителю станет лучше и он сможет помочь разобраться в ситуации. В реанимации находится и еще один пострадавший, у него переломы и глубокие ожоги. Состояние двух пострадавших женщин менее тяжелое.
По уточненным данным Управления ГИБДД ГУВД по Московской области, катастрофа произошла в 03.50.
– Это время, когда человека клонит в сон, поэтому шоферам нужно быть предельно внимательными, – отметил глава подмосковной ГИБДД Сергей Сергеев.
За рулем КамАЗа в момент аварии был 39-летний Дмитрий Гуляев. Он практически не пострадал.
– Ехал со скоростью 50–60 километров в час, когда почувствовал сильный удар. Аж тягач в воздух подкинуло. И хлопок, взрыв как будто. Я сначала думал: колесо взорвалось. Сразу в сторону, остановился. Выбегаем, смотрим – автобус стоит и горит.
Пострадавшие сдержанны в комментариях. 51-летняя Татьяна Касаткина, руководитель студенческого клуба ТГТУ, ехала в столицу на консультацию к врачу после операции. Предпринимательница Елена Бочарова (собиралась в гости к дочери и зятю) сообщает, что была последней, кому удалось выбраться из автобуса. Потом двери заклинило, и оставшиеся пассажиры и второй водитель сгорели заживо.
На подмосковных сайтах появилась информация о том, что трагедия с тамбовчанами может стать причиной отставки министра транспорта Московской области Петра Кацыва, но состояние дороги в районе аварии было очень хорошим.
– В ночное время этот участок полностью освещен, здесь имеется 3 полосы движения в сторону Москвы, достаточно широко, и количество транспорта в ночное время минимально, – отметил заместитель командира 16-й роты ДПС ГИБДД ГУВД по Московской области Евгений Лобачев.
Очевидцы утверждают, что тормозного пути не было. Это говорит в пользу той версии, что водитель заснул за рулем – к сожалению, достаточно распространенная ситуация ранним утром на трассах. Но почему автобус так быстро загорелся? Если бы не пожар, пострадавших было бы намного меньше. Почему люди не смогли выбраться из автобуса?
Человеческий фактор
Женщин, зазывающих “дешево и сердито” добраться автобусом до Москвы, видел и слышал каждый, кто хоть раз был в районе железнодорожного вокзала. И, наверное, многие тамбовчане пользовались их услугами. Задумывались ли мы, покупая нацарапанный на листике из блокнота номер автобуса с кривой подписью продавщицы, кто отвечает за безопасность нашего пути?
– Регулярно добираюсь до родного Тамбова на автобусе, у меня здесь семья, – рассказал тамбовчанин Игорь. – За месяц экономия нормальная получается, и билеты почти всегда достать можно. Про аварию знаю, соболезную семьям погибших, но моих планов это не поменяет. Не думаю, что ситуация может повториться.
Областная администрация отнеслась к трагедии более серьезно. Губернатор Олег Бетин создал комиссию по расследованию причин дорожно-транспортного происшествия. Она будет работать под председательством вице-губернатора Николая Коновалова. Прокуратура Тамбовской области намерена проверить деятельность индивидуального предпринимателя, которому принадлежал автобус. Особое внимание будет обращено на соблюдение водителями режима труда и отдыха, а также на соответствие технического состояния и оборудования пассажирских автобусов требованиям нормативных правовых актов. “По результатам проверки будут приняты соответствующие меры прокурорского реагирования”, – отмечают в прокуратуре. По факту катастрофы возбуждено уголовное дело по статье 264, часть 5 – “Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц”. По сведениям Ространснадзора, автобус “Неоплан-116” принадлежит индивидуальному предпринимателю В.С. Дубровину. Имеется действующая лицензия на осуществление пассажирских перевозок.
– Автобус “Неоплан” в ГИБДД государственный технический осмотр проходил в ноябре 2010 года, действующий талон технического осмотра у него имеется со сроком действия до 31 мая текущего года. Сам по себе по техническому состоянию автобус был исправен на период проведения техосмотра, – сказал начальник Управления государственного автодорожного надзора по Тамбовской области Валентин Зеляпукин.
Однако автолюбители знают, что наличие талончика техосмотра далеко не всегда свидетельствует о реальном техническом состоянии транспортного средства.
Счастливого пути?
Трасса “Дон” является одной из самых аварийных в стране. По данным Минтранса, ежегодно в летний период на ней гибнут порядка 3000 человек.
На этой дороге в июле 2009 г. недалеко от Ростова-на-Дону столкнулись автобус “Икарус” и масловоз. В автокатастрофе погиб 21 человек, пострадали восемь. Масштабное ДТП вынудило власти поставить вопрос об оснащении всех автобусов России ремнями безопасности. В феврале 2010 г. правительство приняло соответствующее постановление. В середине прошлого года главный государственный инспектор ГИБДД РФ Виктор Кирьянов обещал, что до конца 2010 г. это решение будет выполнено. Однако пассажиры общественного транспорта знают, что до этого и в мае 2011-го еще далеко.
Нельзя винить в аварии только лишь уснувшего шофера. Проблемы в самой системе: никто не следит за тем, сколько уже успел проехать водитель, который сегодня идет в рейс, насколько он утомлен, каково техническое состояние автобуса… В Европе налажен контроль за нормами труда и отдыха водителей, но там совсем другие расстояния и менталитет: европеец ценит жизнь человека больше, чем полученную прибыль. А ведь все эти правила написаны кровью. Сколько еще человек должно погибнуть на российских трассах, чтобы ситуация изменилась?
Рано утром 27 мая на трассе М-4 “ДОН” произошла автокатастрофа, в которой погибли наши земляки. В настоящий момент руководством области и города Тамбова проводятся все необходимые мероприятия по оказанию помощи семьям погибших и пострадавшим. Тамбовская городская Дума и администрация города Тамбова выражают искренние соболезнования родственникам погибших в этой страшной аварии. Мы не останемся в стороне от вашей беды. Вы можете рассчитывать на нашу помощь и в организации похорон, и в решении других проблем, возникших в связи с произошедшей трагедией.
Глава города
Алексей Кондратьев
Глава администрации города Тамбова
Александр Бобров
Выражаем свои глубокие соболезнования в связи с трагедией, произошедшей ранним утром 27 мая на федеральной трассе “Дон”, где в результате ДТП оборвались жизни жителей Тамбовской области – наших земляков. Это невосполнимая потеря не только для родных и близких погибших, но и для всех жителей Тамбовщины.
Боль тяжелой утраты во сто крат сильнее оттого, что жизнь наших земляков оборвалась так нелепо, так бессмысленно, в результате чьей-то ошибки, беспечности или преступной халатности. Правоохранительные органы Московской и Тамбовской областей обязаны самым тщательным образом провести проверку и установить истинные причины этой страшной трагедии с тем, чтобы подобное никогда больше не повторялось.
Мы высказываем слова соболезнования и скорби семьям и родственникам погибших. Вечная им память. Да упокоит Господь их души в царствии своем!
Депутат
Государственной Думы
Александр Гуров
Депутат
Государственной Думы
Алексей Плахотников