Дух новаторства

Генеральный директор раскрыл секрет выживаемости своей компании

С точки зрения истории шесть лет – ничтожно малый срок. Не успевает смениться даже одно поколение. А вот с точки зрения обычного человека шесть лет – это огромный период жизни. В 2005 году мы не подозревали, что грядет кризис, – строили планы, откладывали деньги, мечтали о новых квартирах. Прошедшие годы во многом поменяли наши установки. Но одно осталось неизменным: как только жизнь налаживается, мы задумываемся об улучшении жилищных условий. 

Генеральный директор раскрыл секрет выживаемости своей компании

“Тамбовской инвестиционной компании” исполняется шесть лет. Как пережила она бурные “нулевые”, чего ждет от “десятых” и что обещает сделать для тамбовчан в ближайшем будущем – об этом в интервью “МК в Тамбове” рассказал генеральный директор компании Вячеслав Бетин.

– Вячеслав Олегович, с каким настроением отмечаете шестилетие своей компании?

– Оборачиваюсь назад и вижу, как много воды утекло. Сам себе задаю вопрос – нравится мне этим заниматься или нет? И понимаю, что мне нравится строить, мне это интересно. Первые полгода компания была без денег, без ничего… Только потом начались какие-то движения. Я очень благодарен людям, которые самоотверженно включились в эту работу, поверили в меня. А мне пришлось учиться строительству. Начинать с нуля, хотя опыт и управленческий был, и предпринимательский. Одновременно с этим в 2005 году – мои первые выборы в Гордуму. И это была хорошая школа, закалка. Я научился общаться с людьми, выстраивать отношения. Конечно же, были недоброжелатели. Если кто еще помнит, были поджоги, было много негатива. Порядка семи поджогов было. Причем горели уже отселенные дома. Жителям дома, который тогда подожгли первым, мы уже купили квартиры, они перевезли практически все вещи и оставались на последнюю ночь… К счастью, никто из людей не пострадал. А те, кто совершал эти преступления, к строительной отрасли не имели никакого отношения, их выявили, наказали, но называть их имена мне не хотелось бы. Мне на самом деле нравится заниматься строительством. Другое дело, что на какое-то время мы сами себя загнали в угол, зашорили себе глаза маленькими клетушками, хрущёвками, крошечными приусадебными участками, мы перестали понимать, что такое – хорошие дома. Здесь огромный потенциал, который можно развивать.

Строительная отрасль – вообще одна из самых важных и наиболее интересных. Но она же и очень инертна. В ней сложно добиться динамики в технологиях, конструкциях. Посмотрите, в каких домах мы живем, – все они сделаны по типовым проектам, по одним лекалам и очень незначительно отличаются друг от друга. А хочется творчества, фантазии. Ведь каждый человек индивидуален и у него должно быть право выбора – право найти такую квартиру, которая подходит именно ему.

– А что мешает поменять тенденции в строительстве?

– Наверное, пока не хватает энтузиазма и времени. Я уже говорил, что строительство – очень инертная отрасль. Но еще более важный момент – нехватка кадрового потенциала. Вы не представляете, насколько сложно найти конструктора или проектировщика, который решится отойти от принятых норм и стереотипов. У нас есть замечательный проектный институт. Там работают очень грамотные специалисты, но они работают так, как их учили в прошлом веке. Очень мало молодых, смелых, креативных специалистов. Да просто каменщика подобрать – и то проблема. И дело даже не в деньгах. Когда мы начинали работать на строительном рынке, каменщик получал 100 рублей за кубометр. А с 2006 по 2007 год стоимость работы выросла более чем в 10 раз. Выложить куб кирпича – 1500– 1600 рублей. Если нашел каменщика за 1200 – считай, тебе крупно повезло. Опытный каменщик выкладывает за рабочий день кубометр, а то и больше, зарплата за 20 рабочих дней с “продленкой” – до 35 тысяч рублей. Но люди не хотят идти в каменщики – тяжело.

Это серьезная беда для всей России, об этом и президент говорил. Потребуется лет семь, чтобы подготовить смену для сегодняшних инженеров и строителей. За этот период мы можем окончательно растерять весь строительный потенциал.

– А Вы можете как-то решить эту проблему? Взять шефство над колледжем или университетом, воспитывать специалистов для себя?

– На деле это не так просто, как кажется на словах. Одному предприятию, каким бы солидным оно не было, не под силу содержать техникум или институт. Мы идем другим путем – объявляем конкурсы на лучшую идею для проекта. То есть даже не на проект, а на идею для него. Выбираем самую смелую, а потом уже под нее рисуем проект. Здесь надо понимать, что есть две стороны – архитектор может заложить какую угодно фантазию, нужно еще, чтобы конструктор предложил для этой идеи технологию воплощения, разработал все узлы и детали. Мы пытаемся балансировать между этими сторонами и уходить от типовых решений. Те ребята, которые к нам приходят, знают, что от них ждут нестандартного мышления. Мне интересно смотреть, как люди творческих профессий – архитекторы, например, – начинают мыслить, фантазировать, развиваться. Впрочем, для нас нормально, если мы заказываем проект в Москве. Например, дом на Максима Горького, 20 – это московский проект. У нас тогда никто не взялся делать проект монолитного домостроения, а если и предлагали, то там монолита столько, что легче из кирпича строить. А мы еще хотели с подземной парковкой, со сплошным остеклением верхних этажей…

– Вы часто выступаете в роли новатора?

– Да почти всегда. Подземные парковки в жилых домах мы первые начали делать. Мы стремимся, чтобы наши дома отличались от остальных. Возьмите Северный микрорайон – наш дом стоит на кольце, и многие называют его въездными воротами города. Именно он формирует облик той части областного центра. А ведь перед нами стояла задача сделать недорогой дом, доступный для горожан. Он и получился недорогим, но заметным. Детские городки – тоже наша идея была. Мне всегда хотелось, чтобы люди чувствовали себя дома, даже выйдя из подъезда. Не за 4 двора и 8 дорог идти, чтобы ребенок на горке покатался, а создать все условия для комфортного отдыха во дворе каждого дома.

– Два кризисных года людям было не до детских площадок. Как пережила кризис Ваша компания?

– На деятельности компании кризис отразился сильно. Но в этом есть и положительные стороны. Пришлось из роли заказчика и узконаправленной деятельности переходить в другую роль, развивать другие направления. Мы полностью диверсифицировали свою работу, создали строительную организацию, стали сами брать и выполнять подряды. Сегодня у нас довольно крупная строительная компания, в которой работают 250 человек – это высококвалифицированные специалисты, рабочие. Могу без ложной скромности сказать, что это одна из лучших организаций по монолитному домостроению. Я имею в виду и людей, и производственную базу – по бетону, растворам и бетонным изделиям различной степени сложности. Приведу пример: сегодня эта компания выполняет работы по строительству монолитных стен в лучевом центре. Это сложная, специализированная работа, потому что там большие нагрузки и повышенные требования. Грубо говоря, это мини-реактор, вокруг которого необходимо построить стены большой толщины и прочности. Это технологически сложный процесс, но мы это делаем, и нам это удается. Кроме того, мы ушли на промышленное строительство, ушли на сложные подряды. Сейчас мы предоставляем услуги разного типа – не просто выполняем подряды, но и выступаем техническим заказчиком, квалификация наших специалистов позволяет нам фактически сдавать объекты “под ключ”. Здесь пригодился опыт работы с банками, ведь в свое время мы были первыми (не считая разнообразных финансовых и жилищных пирамид), кто начал продавать жилье “от заказчика”. На этом и выжили.

– То есть кризис сослужил Вам добрую службу?

– Так нельзя сказать. Знаете, в чем самая большая беда кризиса? Даже не в том, что разрушилась банковская система, – кризис случился на уровне межличностного доверия. Люди перестали верить подрядчикам – что построят, подрядчики – инвесторам, что отдадут деньги, перестали верить поставщикам, что те произведут товар, а не исчезнут завтра с лица земли. Для нас было два варианта развития событий – или мы складываем руки и ждем, когда государство нас спасет (а государство спасало), или работаем и стараемся пусть не развиваться, но остаться на плаву. Мы приняли решение идти дальше, сражаться, просто не останавливаться, каждый день что-то делать. Поднимать дух коллектива, потому что настроения были панические: разговоры, что строить больше не будут, что всех сократят, что зарплату не отдадут… В тот же момент сократилась денежная масса на рынке жилья, люди перестали вкладывать в квартиры, заморозили деньги на депозитах… Сократились объемы строительства, началась стагнация. Это плохо для отрасли в целом, но это плохо и для каждого конкретного покупателя.

– А в чем беда? Цены на жилье пошли вниз, оно стало более доступным…

– Да, цены были раздуты. Тогда все поверили в чудо бесконечного роста и пытались как-то это использовать. Знали, что долго так продолжаться не может, но каждый думал: это не про меня. Но сегодня мы приходим к тому, что экономика восстанавливается, доходы людей растут и вновь появляется спрос на жилье. А жилья-то нет! То, что строят сегодня, это либо социальные программы (для ветеранов, молодежи или военнослужащих), либо завершение старых инвестиционных проектов. При нехватке жилья вновь начнут расти цены на квартиры. Тем более, вы же знаете наши традиции: перед выборами президента все начинают верить в катаклизмы и нестабильность и предпочитают вкладывать средства в недвижимость. А тут еще у банков созрели интересные предложения… Короче говоря, мы вновь стоим на пороге роста цен. Но даже при хорошей цене за квартиру строительную индустрию нельзя раскрутить за каких-то полгода. В этом и есть наша общая беда…

– Что Вы предполагаете делать в этих условиях?

– Прежде всего – строить. У нас есть очень интересный проект: микрорайон “Уютный”. Его когда-то разрабатывал я. Несколько лет назад пришел в городскую администрацию и попросил разрешения немножко пофантазировать на тему развития города. Интересно было посчитать и посмотреть на земельном участке, сколько можно построить с учетом сетей и всего необходимого – школ, детских садов, дворов и скверов. Проект отдали в администрацию города, там его переработали, он стал лучше на сегодняшний день. Мы там тоже будем строить. Причем я хочу построить не кирпичный, а монолитный дом. Холодная зима и жаркое лето показали, что монолиты ведут себя гораздо лучше, чем кирпич, – у них и теплоотдача ниже, и потребительские свойства выше. Когда мы начинали строить такие дома, нам не верили. А вот когда вселились, поняли, как здорово – свободная планировка, когда у тебя закрыт только туалет и есть две колонны, а дальше фантазируй как хочешь. Мне нравится, когда каждый делает для себя. Панельное домостроение, на мой взгляд, можно использовать в северной части города при строительстве жилья экономкласса. А для центра города нужен кирпич или монолит.

А еще лучше – развивать новые технологии. Например, газосиликатные блоки. Они нейтральны с точки зрения экологии, зато у них потрясающе низкая теплоотдача – целый дом можно обогревать практически одним дыханием. Но у нас нет строительной индустрии, которая обеспечивала бы под новые запросы новые технологии и новые материалы. Сегодня наиболее эффективен сборно-монолитный дом – это когда ты на заводе заказываешь монолитные детали и из них на площадке собираешь дом. Это технологично, и себестоимость ниже. Вес дома меньше, свободная планировка – одни плюсы. Но пока нет предприятий, которые были бы в этом флагманами, нет института, который мог бы под это подготовить грамотный проект, нет набитой руки.

– А в Ваших планах нет строительства завода по выпуску строительных материалов? И себе бы помогли, и для всей строительной отрасли толчок вперед.

– У нас есть планы и по производству газосликата, и по железобетонным изделиям. Даже проектировщиков можем обучить. Но на всё нужно время. Сегодня на строительном рынке есть опытные, грамотные люди, которые понимают все проблемы и занимаются их решением. Павел Иванович Горбунов, например. Его идея по созданию Ассоциации строителей заслуживает самого пристального внимания. Это поможет решить задачи и по технологиям, и по качеству, и по снижению цены. Это интересное предложение, оно находится в стадии разработки и, надеюсь, будет реализовано. Проще говоря, у нас есть задумки, есть перспективы, есть силы работать. А главное, есть дух новаторства и желание реализовать свой творческий потенциал.

Компания образована в апреле 2005 года. Основные виды деятельности: строительство, продажа и развитие объектов рынка недвижимости. За шесть лет обеспечила жильем более восьмисот семей.

Наши достижения

2006 год

Ул. Чичерина, 2а

Введен в эксплуатацию 65-квартирный жилой дом.

Ул. Советская/М. Горького, 104/14

Построен и введен в эксплуатацию 58-квартирный жилой дом, являющийся первой очередью комплекса квартальной застройки в микрорайоне “Центральный”.

2008 год

Ул. М. Горького, 20

Введен в эксплуатацию 13–15-этажный многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой. 165 квартир.

Ул. Чичерина/Победы, 21/2

Введен в эксплуатацию 12-этажный многоквартирный жилой дом. 120 квартир.

Ул. Чичерина, 23

12-этажный жилой дом, 144 квартиры.

Дом является частью нового жилого комплекса, возводимого компанией в экологически благоприятном, с удобными транспортными развязками микрорайоне “Московский”.

2009 год

Ул. Чичерина/Глазкова, 25/1

Жилой 97-квартирный дом является частью жилой группы по ул.Чичерина, 23; ул. Чичерина, 21; Победы, 2; ул. Чичерина/ул. Генерал-майора В.А. Глазкова, возводимых компанией в микрорайоне “Московский”.

2010 год

Ул. М. Горького, 16

108-квартирный 11-этажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями магазина непродовольственных товаров и подземной парковкой.

Мичуринск, Первомайский участок, 7а

7-этажный 104 -квартирный кирпичный жилой дом с помещениями коммерческого назначения в цокольном этаже. Дом расположен в самом центре г. Мичуринска в квартале от его центральных улиц, что в будущем обеспечит дому относительную чистоту окружающей среды и великолепную транспортную доступность.

На сегодняшний день компания возводит три многоквартирных дома:

Мичуринск, Липецкое шоссе, 110а

3-этажный 58-квартирный кирпичный жилой дом с мансардой.

Дом расположен в престижном спальном районе г. Мичуринска. Строится по специальному проекту, включающему современную фасадную отделку.

Ул. М. Горького, 18

12-этажный 66-квартирный кирпичный жилой дом с помещениями коммерческого назначения на 1–2 этажах.

Ул. К. Маркса/М. Горького,127/28

15-этажный 88-квартирный жилой дом с помещениями коммерческого назначения на 1–2 этажах.

Условия приобретения квартир

В настоящее время наша компания предоставляет выбор нескольких схем приобретения жилых и коммерческих помещений в строящихся объектах:

— скидка при 100%-ной оплате стоимости;

— выгодно отличающиеся условия оплаты;

— первоначальный платеж (40%) от стоимости приобретения;

— беспроцентная рассрочка дальнейшей оплаты;

— свободный выбор графика последующих платежей до срока завершения строительства.

Подробности о деятельности ООО “ТИК” на сайте: http://taincom.ru.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру